Процесс познания истории начинается с усвоения факта. Специфика исторического факта заключается в том, что он неповторим, его нельзя воспроизвести, невозможно наблюдать. Исторические факты могут быть двоякого рода. Во-первых, это факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенных условиях, с участием строго очерченного круга лиц и строго локализованные в пространстве и времени. Они неповторимы. Например «Бой в грязи» -это единичное историческое событие. Оно происходило вблизи Чиназа и Ташкента, между армиями Ильясходжи и Темуром вместе с Хусейнам.

Во-вторых, это исторические явления, которые отражают черты, характерные для определенного исторического периода или эпохи. Например, барщина и оброк это повинности, которые несли зависимые крестьяне при феодальном строе. Другой пример: промышленный переворотэто процесс, характеризующийся заменой ручного труда машинным, переходом к фабричному производству. Этот процесс характерен и типичен для разных стран и регионов мира. (Америки, Азии, Европы). Он происходит том где развивается капитализм. Следовательно, и этот исторический факт можно отнести к историческим явлениям. События и явления тесно связаны друг с другом. Связь между событиями и явлениями выражаются в том, что изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные факты или явления.

Может быть прослежена и обратная связь. Раскрытие историю явления помогает понять причины и значение исторического события. Напр: изучение роста противоречий между капиталистическими странами (характерное и типичное явления) помогает усвоить причины и характер I-й мировой войны как историю события.

Факты — основа для теоретических выводов и обобщений.

Основные критерии отбора фактов на урок: научная достоверность, значимость для понимания истории (т.е. факты должны отражать основную идею изучаемого материала и включаются в общую систему, формируемых исторических знаний), максимальная конкретность и образность, высокая степень эмоциональных воздействия, роль в развитии самостоятельный мыслительный деятельности и разнообразных умений школьников. При отборе фактов следует всегда учитывать возраст учащихся. В VII классе отбираются факты, несущие большую образную нагрузку, а в старших классах -факты, помогающее формировать убежденность (документальность, убедительность материала).

б) Содержание историю факта познается через создание образа о давно минувшем факте, который воспринимается чувствами ученика (зрительно -через созерцание наглядного образа, слухового- через описание историю факта в устном слове учителя). Для обеспечения эффективности процесса обучения. Нужно отчетливо знать, о чем можно и необходимо создавать история представления. Они создаются: 1) о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества, о материальной жизни (орудия труда, занятие людей, отрасли хозяйства и т.д.), социально- политической жизни (о представителях разных классов -раб, феодал, капиталист, рабочий, об устройстве государства и т.д.), об исторических деятелях (полководцах, политических деятелях и т.д.), о событиях военной истории (вооружение, обмундирование, построение войск в битвах и т.д.), об историко- культурной жизни (о быте народа, об искусстве и т.д.).

2. Об историческом времени (т.е. о соотношении определенного исторического факта к определенному времени, показ длительности и последовательности исторических событий и явлений). Создание представлений об историческом времени полагает предсторить поступательной характер развития общества общ экформ.

3) об историческом пространстве (отнесении определенных исторических событий к конкретному месту действия, локализация исторических событий). История география помогает уяснить роль географической среды, природы и жизни общества на разных ступенях его развития. Пространственные представления помогают усвоить причины ряда явлений. (например: географическое положение страны дает возможность объяснить причины уровня развития экономики и различных ее направлений, объяснить замысел и ход военных операций, причины расселения народов). Так, в процессе обучения истории создаются 3 виды исторических представлений.

Истории представляя создаются у учащихся всех возрастов, по степень их детализации различна. Большую роль наглядные образы играют в V-VIII классах. Это связано с тем, что еще у ребят мал исторических знаний и должны быть созданы образы, адекватные эпохе. История представлении о фактах прошлого создаются не только с помощью живого слова учителя и средств наглядности, но и путем использования цифрового материала. Цифры нужны для определения количественных показателей которые могут сложиться в определенный образ. Для этого их надо соотнести с темпы количествами и цифрами, которые уже известны учеником. Так, сообщение о том, что египетская пирамида была высотой 150 м, не вызывает у учеников никаких образов, не воздействует на их чувства, оставляет равнодушными и поэтому не запоминается. Но если сказать, что девяти этаже в Нукусе самый верхний, значить чтобы представить пирамиду нужно будет нам еще не менее 5-ти таких зданий.

Школьные курсы содержат разные по значимости хронологические даты: основные даты, которые должны быть запечатлены. В памяти учащихся не длительные время (Например: День конституции, День независимости, Навруз): опорные даты, необходимые для запоминания их в период изучения определенных курса. (например: Греко-персидские войны или восстание Спартака).

2. а) овладение основами любой науки означает усвоение системы ее понятий. К практике обучения создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируется на основе представлений. Но между историческими представлениями и понятиями есть различия. Которые представляется всегда индивидуализированы, т.е. они могут быть разными у детей в одном классе. Но понятия, отражающие существенные признаки и связи исторических фактов, должны формироваться у всех учеников одинаковыми, определенными. б) Для того чтобы эффективно руководить процессом формирования понятий, необходимо знать их классификацию. Понятия различаются по содержанию исторического материала.

1) экономические- понятия об орудиях труда и видах хозяйственной жизни разных исторических периодов, экономических процессах (например: складывания всероссийского рынка, кризиса феодально-крепостнической системы, научно- технической революции).

2) социально- политические: раскрывающие социальные отношения и политическое устройство государств (основные классы феодального общества, империя, республика, буржуазное государство, буржуазная демократия.).

3. Историко — культурные (гуманистическая культура Возрождения, культура материальная и духовная, культурная революция и т.д.). Идеологические (религия, утопический социализм, фашизм, кризис буржуазной идеологии).

Существует и вторая классификация понятий по степени обобщенности, т.е. в основу кладется срок функционирования события, явления или процессов в пределах общественно-исторических формациях. Выделяется 3 группы понятий: 1) частно- исторические понятия, отражающие факты, характерные и специфичные для определенного палитра истории отдельных стран (сфинкса, триера, мушкет, скирд, боярин и т.д.). Такое понятие может быть раскрыто на материале одного двух уроков.

2) общеисторическое понятия, отражающие факты и явления, свойственные одной общественно- экономической формации и характерные для одно или ряда стран. (рабовладельческий строя, натуральное хозяйство, буржуазная революция). Признаки этих понятий раскрываются на ряде уроков одного курса или на протяжений нескольких курсов истории. 3) социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторические процесса, характерные для нескольких или всех формаций. (производительные силы, производственные отношения, идеология и т.д.) раскрываются они на протяжении всех курсов истории с учетом возрастных особенностей учащихся.

Окончательное формирование этих понятий происходит в выпускных классах. 4) Понятия формируется во всех классах в процессе изучения истории. Большинство понятий носят конкретно- исторический характер. В старших классах увеличивается круг понятий высокой степени обобщения. Большое место в курсе истории занимают общеисторические понятия. Они раскрываются в доступной для учеников форме, ограничиваясь чаще всего определением на уровне пусчисления конкретных фактов. В VIVII классах ученика, например, осваивают понятие «культура» -это архитектура, скульптура, живопись.

В VIII классе сочетается изучение частно исторических и общеисторических понятий. В IX классе в связи с тем, что понятия всех трех изучаемых формации уже встречались ранее и накоплен большой конкретный материал, появляется возможность организовать работу над социологическим понятием «общественной строй». В последующих классах удельный вес социалистических понятий увеличивается, возрастает теоретический уровень работы.

Список литературы

  1. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986, с. 74- 101.
  2. Кобзева О.П. Методика преподавания истории в школе. Т., 2003.
  3. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчество учителя. — Пятигорск, 1992.