Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель воспитания. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента;

— как технология внеклассной работы.

«Понятие „игровые педагогические технологии“ включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр». Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. «Игры — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» — М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость — всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обученья.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры — ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок начинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: усвоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры. В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

Роли, взятые на себя играющими;

Игровые действия как средства реализации этих ролей;

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Реальные отношения между играющими;

Сюжет (содержание — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение. Игра в обучении — яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме.

Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра — явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность. На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют одну общую идею. Каждая игра — это набор задач. Задачи даются ребёнку в различной форме — в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции — и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие — доступные малышам и трудные — непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;

Задания всегда опережают развитие способностей;

Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;

Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежит обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры, соотношение игровой модели и реальности.

Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования. Целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. игровой педагогический школьник творческий

Виды педагогических игр

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения. Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры — драматизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3
  2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы м тесты. -М.2002, С.59-64
  3. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. 2005,С.5-6,26-27,
  4. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29
  5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60
  6. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (в 2-х частях).М.: 1992.