Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различения падежных форм могут служить чередования в основах существительных и специальные акцентные характеристики.
В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед.ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения): существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. К первому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму — сущ. преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему — сущ. жен. р., одно слово муж. р. и двенадцать слов сред.р.
Существительные каждого склонения имеют свои парадигматические характеристики — две частные парадигмы: одну, объединяющую формы ед.ч., и другую, объединяющую формы мн.ч.
Различия между частными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмы мн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а также вин. п., совпадающего с им.п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн.ч. у существительных всех трех склонений совпадают. Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями:
1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения — падежа и числа (ед. или мн.).
2) Ни одна из частных парадигм не состоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: парадигмы первого и второго склонений в ед.ч. и парадигмы всех склонений во мн. ч. имеют пять различных форм парадигмы третьего скл. в ед. ч. — только три различных формы.
3) В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, материально совпадают флексии им. и вин. п. или род. и вин. п. в парадигмах муж. р. первого скл. в ед. ч. и в парадигмах всех склонений во мн.ч.; флексии дат. и предл. п. — в парадигме второго скл. в ед.ч.; флексии род., дат. и предл. п. — в парадигме третьего скл. в ед. ч.
4) Омонимичны могут быть флексии разных падежей в разных парадигмах.
Таким образом, все падежные формы трех склонений в ед. и мн.ч. имеют в общей сложности только пятнадцать различных флексий (запись морфофонематическая).
Вывод: понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, однако ей присущи специфичные черты: количество падежей, круг значений употребления каждого падежа. Некоторые исследователи выделяют такие словоформы-падежи, как звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи. Многообразны значения падежей. Передача этих значений возложена на флексии, которые помогают сориентироваться в семантическом многообразии значений.
Особенности склонения имён существительных, прилагательных и числительных
Склонением называют изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе .Термин склонение используется для обозначения как модели (системы окончаний), по которой образуются падежные формы, так и класса слов, имеющих одинаковые падежные флексии. Принято выделять три типа собственно субстантивного словоизме- нения, три типа склонения существительных: первое, второе, третье Причем названия «первое склонение», «второе склонение» в школьной практике и вузовском преподавании нередко закрепляются за разными разрядами слов. В школьных учебниках первьм склонением называют изменение слов с окончанием -а (вода), во многих вузовских пособиях и в академических грамматиках — слов мужского рода (стол) и средне- го рода (окно).Кроме собственно субстантивных типов склонения, есть смешанные и адъективные типы. Отдельные лексемы имеют особые нестандартные парадигмы.Распределение существительных по склонениям опирается на формы единственного числа, так как во множественном числе нет четких границ между типами.К первому склонению относятся 1) существительные мужского рода, кроме слов с окончанием -а/-я (дедушка, дядя, заинька, домина} и сло- ва путь, 2) слова среднего рода, кроме слов на -мя и слова дитя.Ко второму склонению относятся слова женского, мужского и об- щего рода с окончанием -а/-я (страна, земля, армия, дедушка, домина, староста).Слова мужского рода типа домишко образуют формы кос- венных падежей и по первому, и по второму склонению: Р. домишка, домишки, Д. — домишку, домишке, В. — домишко, домишку, Т. — до- мишком, домишкой, П. — о домишке.К третьему склонению относятся все существительные женского ро- да с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (мать, нежность, любовь, лень, степь, дочь, печь, рожь. тишь), слово мужского рода путь, 11 слов среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, полымя, семя, стремя, темя) и существительное дитя.Каждый тип склонения имеет свою совокупность падежных окончаний, в целом общую для лексем данного типа. Важно иметь в виду, что сказанное относится к набору фонем в парадигмах. Так, в единственном числе фонемный состав окончаний в субстантивных типах склонения таков:
Примечания. 1. Окончание И. п. слов бытие, небытие, житие, питие состоит из фонемы [е], окончание Т. п. — фонем [ем], окончание П. п. — фонемы [и]. Фонему [и] в окончании предложного падежа имеет также слово забытье (в забытьи).2. Существительное путь в Т. п. имеет окончание [ом} (путём). Во всех остальных падежах его окончания совпадают с окончаниями слов женского рода третьего склонения. 3. Существительное среднего рода дитя в Т. п. имеет окончание [oj}. Косвенные падежи слова дитя в современном языке, можно сказать, не употребляются. Встречающиеся формы дитё, дитю, дитятю, дитём являются просторечными.В школьной и вузовской практике существует традиция при описании склонения существительных (и в целом изменения самостоятельных частей речи) формы слова и все парадигмы давать в орфографической записи. При этом выделяются твердые и мягкие разновидности в зависимости от того, как обозначается фонема после парной твердой и мягкой согласной. Так, к твердой разновидности склонения относятся слова стол, село, страна, к мягкой разновидности — конь. поле, земля.
В орфографической записи склонений особо отмечаются слова с основами на согласные: шипящие, задненебные и -ц. После шипящих и задненебных согласных буква ы в окончаниях заменяется на -и (муха — мухи, мука — муки, свеча — свечи, ноша — ноши, стужа — стужи и т. д.).В словах с основой на шипящую и ц гласная буква о в ударяемом окончании заменяется на букву е в безударном окончании (свечой — чашей, овцой — птицей, ножом — пляжем, лицом — полотенцем).В словах на -ий, -ие, -ия, основа которых оканчивается на (/], буква е в окончании заменяется на и (о санатории, о пении, о молнии).В орфографической записи набор окончаний в единственном числе в субстантивных склонениях представлен следующим образом:
В дальнейшем описании материала все парадигмы приводятся в ор- фографической записи.Склонение существительных во множественном числе. Во множественном числе все существительные имеют одинаковые окончания для трех падежей, дательного, творительного и предложно- го: Д. -ам/-ям, Т. -ами/-ями, -ми, П. -axl-ях (Д. — столам, коням, селам. полям, странам, землям, степям, лошадям, знаменам, путям, Т. — стола- ми, конями, сёлами, полями, странами, землями, степями, лошадьми, зна- менами. путями, П. — о столах, о конях, о сёлах, о полях, о странах, о землях, о степях, о лошадях, о знаменах, о путях). В связи с этим при характеристике типов склонения во множественном числе отмечаются флексии только двух падежей, именительного и родительного.Первое склонение. И. -ы (-и), -а (-я), -е (столы, кони, мышата, горо- жане. окна, поля).P. -oв, -ей, -в (столов, коней, мышат, горожан, окон, полей). При этом в твердой разновидности в словах с основой на задненеб- ные и шипящие (ножи, пороги, размахи, яблоки) не бывает окончания -ь;.У слов мужского рода основным окончанием И. п. является -ы(-и), некоторые слова имеют в И. п. флексию -а (я): бока, глаза, дома, берега. Флексию -а имеют существительные на -онок(-енок): котенок -> котя- та. лягушонок -> лягушата, опенок -> опята.У слов на -анин(-янин) окончание -е: харьковчанин -> харьковчане, рижанин -> рижане, горожанин -> горожане, однополчанин -> однополча- не, крестьянин -> крестьяне. Окончание -е имеют также существитель- ные барин, боярин, цыган -> баре, бояре, цыгане.Основным окончанием И. п. мн. ч. слов среднего рода является -а(-я). Но слова на -ко обычно имеют флексию -и: плечико -> плечики, колесико -> колесики, яблоко -> яблоки, очко -> очки (так же, как слова мужского рода: домишко -" домишки).В окончании Р. п. -ов буква -о заменяется на -е в словах с основой на -j и на -ц, если ударение падает на основу: ср.: Р. — столов, отцов, но пальцев, подмастерьев, санаториев, платьев).Окончание -ов является основным в твердой разновидности слов мужского рода: столов, домов, порогов, кварталов, кленов, слонов и т. п. Посредством флексии -ов(ев) образуется Р. п. у некоторых лексем ср. р.: колесико -> колесиков, плечико -> плечиков, облако -> облаков, очко -> оч- ков, платье -> платьев, болотце ->• болотцев, но полотенце -> полотенец, блюдце -> блюдец.Окончание Р. п. -ей имеют в мужском роде слова мягкой разновид- ности и существительные на шипящие (Р. — коней, дней. учителей, но- жей, карандашей), в среднем роде — слова мягкой разновидности (по- пей, морей), а у существительных с основой на шипящую представлена нулевая флексия (ложе -> лож).От основ на -j только во множественном числе (т. е. когда в парал- лельных основах форм ед ч. -j отсутствует) формы родительного паде- жа образуются у одних существительных с окончанием -ей, у других — с окончанием -ев с заменой буквы -ё на букву -е в безударном положе- нии: мужей, князей, корней, друзей, сыновей и братьев, сучьев, кольев, перьев, крыльев, зятьёв). Если основа на -j является общей и для единст- венного, и для множественного числа, то окончанием Р. п. бывает -ев в мужском роде и нулевое в среднем роде: санаториев, планетариев, гени- ев, воробьев, строений, выступлений, украшений, ружей, копий.
Список литературы
- Гетьманенко Н.И. Абрам Борисович Шапиро (1889 — 1966)// Русский язык в школе. — 2000. — № 5. — С. 46 — 50; 128.
- Дейкина А.Д. Методическое наследие Михаила Трофимовича Баранова (1924 — 1999)// Русский язык в школе. — 2004. — № 4. — С. 47 — 50.
- Журавлева Л.И. Как повысить грамотность учащихся? // Русский язык в школе. — 2002. — № 5. — С. 3 — 9.
- Зализняк А. А. Русское именное словоизменение М , 1967. С.
62-91. - Зализняк А. А. О понимании термина «падеж» в лингвистических описаниях // Зализняк А. А. Русское именное словоизменение с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. — М.: 2002.
- Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка Словоизменение. — М., 1977. — С.
39-57.