Работа психолога в общеобразовательных школах характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

1) Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

2) Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена спецификой самой школы. Психолог зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету. Не случайно даже специальный стаж работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.

3) У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

Учитывая названные особенности, становится понятна актуальность проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье. Фаза адаптации на профессиональном жизненном пути неизбежна по двум основным группам причин. Во-первых, социальные нормы учебного заведения, подготавливающего специалистов, отличны от норм коллектива на месте будущей работы. Во-вторых, требуется привыкание ко многим тонкостям работы, которые, даже если и известны со слов преподавателя, еще не превратились в стойкие навыки. Кроме того, работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу. А.Г. Грецов выделяет несколько основных групп проблем, с которыми столкнется любой молодой психолог, начинающий работать в школе:

1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей профессиональной деятельности в условиях школы.

3. Проблемы интеграции в педагогический коллектив, взаимодействия и

взаимопонимания с учителями и с администрацией.

4. Эмоциональные проблемы, связанные с освоением новой социальной роли.

Рассмотрим эти группы проблем подробнее. Сложности профессионального плана в значительной степени обусловлены очень широким спектром работы школьных психологов. М.Р. Битянова выделяет следующие основные направления деятельности школьного психолога:

· Прикладная психодиагностика

· Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками

· Консультирование и психологическое просвещение школьников, их родителей и педагогов

· Социально-диспетчерская деятельность

Чтобы успешно справляться с этими направлениями работы, психолог должен хорошо владеть прикладной психодиагностикой, индивидуальным и семейным консультированием, навыками групповой психотерапевтической работы. Все это необходимо знать и уметь применительно к клиентам в возрастном интервале от поступающих в школу шестилеток до учителей и родителей предпенсионного возраста. Но вся работа школьного психолога еще не сводится к этим основным направлениям. Например, иногда психологи также помогают учителям в проведении психолого-педагогических исследований (требуется хорошее знание научной методологии и математической статистики) и проводят психологические практики для студентов (помимо широкой общепрофессиональной эрудиции, это требует знания методики преподавания психологии в высшей школе). Кроме того, есть еще выступления на семинарах и педсоветах, участие в проведении родительских собраний, кружковые занятия по психологии для школьников и т.д. Понятно, что такой широкий спектр работы доступен далеко не для всех даже вполне состоявшихся психологов. Естественно, даже очень способному молодому специалисту не удается работать сразу одинаково профессионально на всех названных направлениях. А поскольку контроль деятельности школьных психологов осуществляется обычно не очень глубоко, существует опасность перехода к поверхностному выполнению профессиональных обязанностей. В то же время, при добросовестном отношении к работе она служит мощнейшим стимулом к самообразованию и профессиональному совершенствованию. Вероятно, начинающим специалистам следует рекомендовать на первых этапах все же ограничивать свои направления работы, даже если администрация будет против, утверждает А.Г. Грецов. Например, можно начать работу с какой-то конкретной параллели классов, а уже потом распространять ее на другие возраста. Такой путь закрыт в том случае, когда в школе до прихода туда молодого специалиста уже существовала развитая психологическая служба, и новый психолог оказывается в роли преемника. Тогда адаптацию может существенно облегчить налаженный контакт со специалистом, ранее работавшим в этой школе. В противном случае преемственность в работе вряд ли реализуется. Что касается проблем организационного характера, то, прежде всего, они возникают в связи с организацией условий работы. Согласно теоретическим представлениям, как пишет Р.В. Овчарова, школьный психолог должен располагаться в 2-х комнатном кабинете, одна из комнат которого имеет сложное художественное оформление, несколько режимов освещения и стереозвук, а во второй находится ряд приборов, закрытый шкаф для хранения психодиагностических методик и т.д. Однако рассчитывать на такие условия в рамках общеобразовательной школы вряд ли целесообразно. Дело тут не только и не столько в экономических причинах, сколько в отсутствии таких помещений в обычных школьных зданиях. Но отдельный благоустроенный кабинет для полноценной организации работы психолога жизненно необходим, в противном случае эффективность работы ставится под сомнение. Кроме того, необходим довольно широкий набор оригинальных психодиагностических методик. К сожалению, по большей части работа осуществляется с помощью самостоятельно сделанных компьютерных распечаток и ксерокопий, что негативно влияет на результативность и надежность данных, полученных с помощью методики. Как и любая профессиональная деятельность, работа школьного психолога должна четко планироваться. Это определяется не только необходимостью такого плана для системной организации своей деятельности, но и требованиями школьной администрации. План работы психологической службы утверждается директором и является документом, обязательным для выполнения. Конкретное содержание и форма оформления этого плана может быть разнообразной, что зависит главным образом от социального заказа и пожеланий администрации к работе психолога в данной школе, а также от принятой в школе формы оформления документации. Обычно в плане, по которому работает психологическая служба, отражены следующие составляющие:

1. Вид работы

2. Цель работы

3. Форма работы (индивидуальная или групповая)

4. Классы, в которых проводится работа

5. Сроки выполнения работы

Для консультирования, проведения социально-психологических тренингов и

занятий по психокоррекции в плане отводится еженедельное фиксированное время, остальные виды работ выполняются в рабочие часы по предварительному согласованию с учителями и администрацией. Интеграция психолога в педагогической коллектив происходит довольно легко в том случае, если в школе и ранее существовала психологическая служба, сформировавшая к себе положительное отношение. Если психологической службы ранее не было, целесообразно начать свою работу с того, что подробно ознакомить коллектив с задачами и направлениями работы школьного психолога. Возможно, такая рекомендация звучит несколько ненаучно, однако желательно начинать свою работу с тех ее разновидностей, которые находятся на виду у большей части педагогического коллектива (например, выступления на педсоветах, проведение психологических семинаров). Это позволит учителям лучше узнать своего психолога и будет способствовать адекватному формированию его профессионального имиджа.

Если педагогический коллектив не отличается высокой внутренней конфликтностью и не имеет стойкого предубеждения против психологов, то процесс интеграции в него не представляет для молодого специалиста больших сложностей. В противном случае его положение гораздо менее благоприятное. Некоторые сложности может вызывать нахождение взаимопонимания с учителями в плане определения «социального заказа» и представления результатов работы. Обычно учитель приходит к психологу примерно со следующей просьбой: «У меня с классом (конкретным учеником) что-то не так. Посмотрите, пожалуйста. Когда Вы придете протестировать класс (возьмете протестировать ученика)?». При этом подразумевается, что психолог проведет какую-то диагностику, даст все результаты учителю и популярно объяснит, что делать с нерадивыми учениками. Попытки выяснить, что же именно по мнению учителя следует «посмотреть», чаще всего приводят только к ответу: «Это — на Ваше профессиональное усмотрение». Обращение к психологу формулируется как жалоба, от него ожидают конкретного «диагноза» и советов. Учителям не всегда бывает легко объяснить, что выполнение такого пожелания далеко не всегда возможно, а если и возможно, то совершенно несовместимо с нормами профессиональной этики психолога, как замечают авторы книги «Словарь-справочник по психодиагностике» Бурлачук Л.Ф. и Морозов С.М.. Что касается возможности возникновения эмоциональных проблем, связанных с

освоением новой социальной роли психолога, то в какой-то мере они неизбежны просто в связи с тем, что приход на любую новую работу — это всегда стресс. Применительно к работе психолога в школе этот стресс усиливается несколькими факторами. Например, тем, что в школе очень высокий уровень шума (особенно на переменах), дети бегают по коридорам в разных направлениях и т.п.

Адаптация к этим факторам происходит быстро, сами учителя давно привыкли к таким условиям, однако на непривычного человека они действуют весьма угнетающе. Кроме того, эмоциональную нагруженность работы школьного психолога усиливает множество нестандартных ситуаций, обостренное чувство профессиональной ответственности и необходимость выполнять много видов работы, не во всех из которых чувствуется достаточная собственная компетенция. Так что не случайно стрессоустойчивость называется З.В. Овчаровой в ряду личностных качеств, наиболее актуальных для психолога (любого, а не только школьного).

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ.,1999.
  3. Грецов А.Г. Проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательной школе (http://www.psychology.spb.ru/students/gretsov/gretsov3.htm)
  4. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему «наши проблемные подростки» редко обращаются за помощью к психологам (http://www.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/c2.htm) Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  5. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. Дубровиной И.В. М., 1991.