Главная задача Узбекистана построение правового демократического государства, развитие духовности. Сегодня на пути демократического развития на одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей, в этом процессе большое значение предается роли молодежи и их участию в демократических преобразованиях в нашем независимом государстве. В настоящее время роль молодежи постоянно растёт. Среди молодежи возрастает число личностей, которые профессионально работают на руководящие должностях. Наряду с этим в высших учебных заведениях много молодых педагогов делающих всё для того, чтобы молодое поколение понимало суть всех демократических преобразований в нашей Республике, не упуская из виду повышение и укрепление научного потенциала студентов, отвечающие требованиям «Закона об образовании» и «Национальной Программы подготовки кадров». Сегодня, когда мы живем и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом роль молодых педагогов в воспитании подрастающего поколения безгранична.
За годы независимости молодежь Узбекистана повышают свою активность и выступают в качестве опоры общества в воспитании подрастающего поколения в семье, в школе, в высших учебных заведениях. Слово молодого педагога хорошо доходит до аудитории потому, что это слово несёт в себе гуманные взаимоотношения призыв к добру преданность великим целям и идеалам, воспитанию человеческих добродетелей. Именно мечты, идеалы наших великих предков последующими поколениями вдохновляют их на подвиги, именно этим воспитывается любовь к Родине, своему народу. Совесть, честность, доброта... Роль молодых кадров в этом процессе безгранична так как гуманизм является неотъемлемой чертой узбекской молодежи Ей чужды жестокость, насилие, злоба.
Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов в своей работе «Великая духовность — непобедимая сила» подчеркивает значение сохранения истоков национальной культуры духовного богатства народа, необходимость укрепления материально — технической базы просвещения и культуры, обеспечение высокой эффективности духовного воспитания подрастающего поколения. Особо обращает внимание на то, что в последнее время гласность в сфере искусства зачастую воспринимается как вседозволенность и на экранах телевизоров, в кино, печати появляется пропаганда безнравственности, чуждых нам элементов массовой культуры. Дается подробный анализ содержания понятия «ценность». Настоящая ценность это идеи и понятия, прошедшие испытания историей, полностью соответствующие национальным интересам, мечтам и стремлениям сегодня меняю и завтрашнего дня, требованиям демократического общества. Делая вывод, можно сказать, что вся это работа способствует национальному и интернациональному воспитанию молодежи, способствует осознанию или узбекской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой узбекского народа, приобщению к их национальному наследию. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, является трудолюбие, дисциплинированность, справедливость, солидарность. Проблемой данных направлений духовного воспитательной работы является формирование национального самосознания, территориальной цельности и отвержение идеи национализма, приоритета под другими нациями и народами. Эти качества молодежи являются критериями высокой духовности личности, именно такая молодежь будет вносить свой достойный вклад в строительство демократического государства.
Опыт развития человечества свидетельствует, что высоких целей можно достичь только путем непрерывного духовного совершенствования. Духовность — это основа человеческой жизни, сила, питающая волю и совесть, важный критерий нравственных жизненных взглядов.
Каждый регион, каждая страна и народ имеют свою неповторимую историю, культуру и духовную основу, которой является религия. Территория Узбекистана исторически находится на пересечении континентальных магистралей, связывающих восток и запад. Здесь, на рубеже первых веков до нашей эры у исконных народов возникла одна из древнейших религиозных систем — зороастризм, создание которой, приписывают легендарному пророку Заратуштре, и также имеются свидетельства, что и древний религиозный сборник «Авеста» в своих первых вариантах был создан в Средней Азии, в Хорезме. Учение Зороастра стало первым религиозным учением, которое пришло на смену древним мифам и легендам о духах и богах. Священными считались луна, звезды, земля, вода. И конечно же как не вспомнить триаду зороастризма, которая как основа религиозных канонов актуальна и сегодня. И в наши дни основными постулатами всех мировых религий являются поистине вечные ценности, — чистые помыслы, чистые слова, чистые дела, как три кита, на которых, как верили в древности, держится мир. И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда. С веками, в исторически сложившихся обстоятельствах, на территории Узбекистана возникли различные религиозные направления — буддизм, христианство, ислам и иудаизм.
Этническая культурная и религиозная терпимость нашего народа — еще один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиционные элементы существовавшие на этой территории государственности. В книге первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила» есть фраза: «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с соседями, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и иудеями...».
Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко «изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи».
Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей Родине. Необходимо довести до сознания нашей молодёжи понимание того, что в Конституции Узбекистана отражено уважение к свободе совести. Подрастающее поколение должно понимать, что общечеловеческий принцип невмешательства государства в личные убеждения и вероисповедания граждан не позволяет нам пойти на придание государству религиозного характера. Оно должно знать, что основной закон обязывает граждан оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Узбекистана, предусматривает светский характер государственной системы образования.
Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях — университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25% социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров. Главными задачами изучаемых дисциплин является: — формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета- навыков самостоятельного мышления у молодежи. Одним словом, должна решаться благородная задача по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.
Особое место должно отводится духовной жизни и основа ее — вера, благодаря которой человек возвышается над своими пороками..
Список литературы:- Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч («Высокая духовность — непобедимая сила), — Тошкент. «Маънавият», — 2008, — 173 с.
- Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. —Т.: Узбекистон 1992г.
- Каримов И.А. Узбекистан — собственная модель перехода на рыночные отношения. — Т.: Узбекистон 1993г
- Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.- Т.: Узбекистон 1995
- Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Угроза безопасности, условия и гарантия прогресса.- Т.: Узбекистон 1997г.