Аннотация. Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов». Из опыта работы. Ключевые слова: учебный проект, метод проектов, математика.

Школьная математика — это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности. Роль математики определяется богатством математических идей, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, ее воспитательным потенциалом. Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения проблемы. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: формулирование проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создание продукта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта исследования). Проект — это в большей степени творческая деятельность (решение определенной, явно осознанной задачи). Хорошо, если проект функционирует в близкой и понятной для ученика учебной среде. Например, в качестве краткосрочных проектов учащимся 5-6 классов могут быть предложены следующие проекты: «Математика вокруг нас» — продуктом которого является альбом с фотографиями, показывающими связь математики с жизнью; «Математические ребусы» — продуктом которого являются картинки с заданиями для одноклассников; «Книжки — раскладушки» — продуктом которого являются самодельные книжки для одноклассников; «Рисунки на координатной плоскости» — продуктом которого является альбом картинок с заданиями; «Математические кроссворды» — продуктом которого являются задания для одноклассников; «Мой любимый предмет — математика», «Нужна ли людям математика», «Великие математики» — продуктом которого является сборник рассказов, сочинений, эссе. Можно предложить учащимся создать объемное тело, например, параллелепипед, тетраэдр, цилиндр. Результат проекта может быть представлен на выставке в кабинете математики. Большой интерес представляют долгосрочные проекты учащихся. Например, «Симметрия в природе», «Симметрия в узорах», «Симметрия в архитектуре» — продуктом которого является проект-выставка в кабинете с рисунками и фотографиями учащихся, на которых изображены случаи симметрии. При выполнении таких проектов ученики учатся выражать свое мнение, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. При этом формируются и развиваются трудовые умения, фантазия, креативность, моторика рук. В проектах предусмотрен рефлексивный компонент: выставка, стенгазета, коллективный анализ проделанной работы, презентация, вынесение благодарности всем участникам проекта (грамоты). Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Метод проектов или проектная деятельность — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов» и может быть использован при изучении любого предмета.

Литература

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.
  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». — Самара, 2003.