Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, привычной и естественной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания гражданско-патриотических чувств.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в дошкольной организации по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй.

Методы и приёмы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника, (эмоциональное воспитание окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений).

Взрослый (педагог и родитель) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Как известно, содержание знаний об окружающем мире включает 3 блока: мир природы, мир людей, предметный мир.

Наиболее сложным и наименее разработанным сегодня является вопрос о приобщении ребёнка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных социально-экономических изменений произошла и переоценка многих духовных ценностей. Встаёт вопрос: какие явления в сфере общественной жизни человека должны встать центральными, стержневыми при ознакомлении с окружающей действительностью?

В качестве системообразуюшего элемента социального бытия выступает человеческая деятельность, которая служит стержнем, системообразующим фактором общественного развития.

Таким образом, составляющими окружающего мира являются: деятельность человека в мире природы, в мире людей и в предметном мире.

И это должно быть в основе содержания и технологии ознакомления детей с окружающим миром и родным краем.

Содержание и технология гражданско-патриотического воспитания базируется на конкретных научных подходах:

Системный подход — представлен на разных уровнях:

— окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, социальным и предметным мирами,

— усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека),

— усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Диалектный подход обеспечивает формирование у детей начальных форм анализа окружающих явлений и их движений, изменения и развития в их взаимосвязях и взаимопереходах.

У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. У детей формируется способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования так называемых «методологических знаний», на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

Культурологический подход подчёркивает ценность уникальности пути развития своего родного края, страны, на основе поиска взаимосвязи и взаимовлияния естественных (природных) и искусственных (культурных) факторов.

В связи с этим, определяются функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению.

Методы, которые используют педагоги при ознакомлении детей с окружающим миром, следующие:

это методы, повышающие познавательную активность:

— элементарный и каузальный анализы (причинные связи),

— сравнение,

— моделирование и конструирование,

— экспериментирование и опыты,

— проектная деятельность.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

— игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации,

— сюрпризные моменты,

— элементы новизны,

— юмор и шутка.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

— предложение и обучение способу установления связи между разными видами деятельности

— перспективное планирование,

— развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества:

— эмоциональная насыщенность окружения,

— мотивирование детской деятельности,

— исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование),

— прогнозирование (обобщённое умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое , настоящее, будущее),

— игровые приёмы,

— юмор, шутка,

— детское экспериментирование,

— проблемные ситуации и задачи,

— вопросы, задаваемые детьми,

— неясные знания, догадки, предположения.

При помощи всех названных методов познание детьми окружающего мира превращается в захватывающий интереснейший процесс совместного со взрослыми «открытия» мира.

Важное значение для воспитания у детей гражданско-патриотических чувств придаётся проектированию культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении. Основное требование — максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

Культурно-образовательная среда предусматривает соблюдение некоторых условий:

1. Приоритетность регионального культурного наследия (подбор и использование материалов, включающих сведения об историческом прошлом и о современном культурном облике края).

2. Интегративность знаний (материал о взаимосвязи особенности ландшафта и деятельности человека).

3. Удовлетворение потребностей ребёнка в познании родного края (материалы о родном городе, крае).

4. Диалогичность (реализация разноуровневых диалогов: диалог культур, диалог времён, диалог ребёнка с культурой прошлого и настоящего).

5. Развитие ребёнка в деятельности (создание изостудии, студии художественно- ручного труда).

6. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка (использование в работе музыкальных произведений).

Современное дошкольное учреждение сегодня создает и сохраняет такое культурное пространство, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Таким образом, современная дошкольная организация выступает социокультурной средой, реализующей оптимальные условия для формирования у детей целостной «культуры мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.

Литература

  1. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников. // Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2010 г.
  2. Носова Г. Воспитываем гражданина России. // Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2009 г.
  3. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. М., 2007 г.