В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов, от школьников до известных художников. Занятия аппликацией полезны для людей разных возрастных групп. Они развивают внимательность, усидчивость, аккуратность, воображение и терпение. При изучении техники «Аппликация» происходит знакомство с понятиями формы, цвета и величины. Обучение аппликации можно начинать с раннего возраста, дети учатся выделять главное из множества объектов, находить одинаковые предметы, видеть целое, составленное из деталей. Занимаясь таким видом творчества, развивается умение работать с мелкими предметами и инструментами, развивается мелкая моторика пальцев рук. Важным является и развитие пространственного видения, а также развитие творческих и умственных способностей, которое осуществляется при работе с бумагой. [1]

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Самый простой вид — плоская, однослойная аппликация. Плоскостное изображение получается путем наклеивания различных цветных деталей и элементов на однотонную основу, чаще это белый лист бумаги. Плоские аппликации можно поделить на 2 группы: из геометрических фигур и собранные из разных форм.

Помимо однослойной аппликации, существует не менее интересный вид аппликации — многослойная. Многослойная аппликация отличается тем, что выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в несколько слоев, в зависимости от задумки и сложности изображаемого. При этом используется плотная цветная или белая бумага.

Многослойная аппликация из бумаги позволяет создать разноцветное объемное изображение. Основной задачей при этом является продуманный образ и последовательность наклеивания слоёв деталей. Последовательность зависит от задуманного и может быть, как от большого к меньшему, так и хаотично. Примером композиций в технике многослойной аппликации служат работы художников Хелен Масселвайт и Карлоса Мейра. Они представляют собой многослойные инсталляции-аппликации, созданные из цветной и из белой бумаги.

Последовательность работы в аппликации всегда одна и та же, независимо от материала:

1) выбор сюжета;

2) выполнение поискового эскиза к аппликации;

3) материал для работы (в нашем случае бумага);

4) выполнение задания (вырезание деталей, раскладывание и приклеивание их к основе). [2]

Последовательность работы в технике многослойной аппликации остается та же, но следует обратить внимание на выбор материала, так как при выполнении многослойной аппликации используется только плотная бумага. Если работа выполняется в соответствии с требованиями и правилами многослойной аппликации, то выразительными художественными качествами ее будут:

— форма изображения;

— цветовая гамма (монохромная, однотонная, цветная);

— особенности освещения, появление светотеневых эффектов на работе.

Занятия многослойной аппликацией целесообразно проводить в системе дополнительного образования, так как:

— школьная программа подразумевает лишь знакомство с этой техникой, не углубляясь в более усложненные и интересные задания;

— нет возможности отводить школьным занятиям достаточного количества времени;

— занятия рассчитаны на небольшие группы, что не позволяет, в достаточной степени изучить многослойную аппликацию в школьных условиях.

Начинать занятия по многослойной аппликации рекомендуется со средним и старшим звеном школьников, так как для выполнения заданий используется специальный нож — резак, пробойники и другие острые инструменты. Научиться делать работы в технике «Многослойной аппликации» можно, если уже овладел однослойной. Многослойная аппликация сложнее однослойной, но и выглядит она более эффектно. Темы для работ в этой техники могут быть разнообразные от природных и городских мотивов до сказочных сюжетов. Для учащихся старшего возраста, овладевших этой техникой с большим успехом и опытом работы, можно предложить более усложненные темы, такие как «Архитектурные памятники», выполнение интересных архитектурных сооружений.

Список использованной литературы

  1. http://detectivebooks.ru/author/86703835/
  2. Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986
  3. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
  4. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. — с.219.
  5. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. — М., 2007. — с.158.
  6. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. — М.: Просвещение, 2008.
  7. Гусакова, М.А. Аппликация. — М., 2007. — с.153.