Как показывает мировой опыт, повышению эффективности социально-экономических преобразований способствует нешаблонное, творческое отношение к собственному историческому опыту, к зарубежной практике реформ. Принципиальное значение при изучении этой практики имеет вопрос, связанный с преодолением застоев в модернизации, возобновлением движения, приданием ему поступательного характера. Изменение ситуации предполагает активные меры государства по усилению долгосрочных ориентиров хозяйственной деятельности. Это показывает и опыт развития ведущих индустриальных стран- США («Новый курс» Ф.Д.Рузвельта), Японии (разработка индикативных планов развития), Китая (20-летние программы развития).

На сегодняшний день в Узбекистане разработана и принята «Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», включающая Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017- 2021 годах.

В основу Стратегии действий легли концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны.

Целью Стратегии действий являются коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизация страны и либерализация всех сфер жизни.

В частности, определены 5 приоритетных направлений развития страны:

1. Совершенствование государственного и общественного строительства;

2. Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы;

3. Развитие и либерализация экономики;

4. Развитие социальной сферы;

5. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Каждое из этих направлений содержит конкретные разделы по дальнейшему углублению реформ и преобразований в стране.

Стратегию действий предусматривается реализовать в пять этапов, в рамках которых будет утверждаться отдельная ежегодная Государственная программа по её реализации в соответствии с объявляемым наименование года.

Как известно, главной целью модернизации общественно-экономической системы любой страны является повышение благосостояния, качества жизни народа, его безопасность в условиях развития социально-справедливого, демократического общества. Экономические преобразования играют важную, одну из базовых ролей в осуществлении реформ.

Для реализации мер, указанных в третьем направлении — «Развитие и либерализация экономики», предусматриваются обеспечение стабильности национальной валюты и цен, поэтапное внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, расширение доходной базы местных бюджетов, расширение внешнеэкономических связей, внедрение современных технологий для производства экспортоориентированной продукции и материалов, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности для развития предпринимательства и иностранных инвесторов, улучшение налогового администрирования, внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, развитие многопрофильных фермерских хозяйств, а также ускоренное развитие индустрии туризма.

Данное направление включает также меры по защите частной собственности, финансового рынка, модернизации сельского хозяйства, развитию ювелирной отрасли, подготовке к первичному размещению акций (IPO) отдельных национальных предприятий на зарубежных авторитетных фондовых биржах.

В 2017-2021 годах планируется реализовать отраслевые программы, предусматривающие в общей сложности 649 инвестиционных проектов на сумму 40 млрд. долларов США. В результате в последующие 5 лет производство промышленных товаров увеличится в 1,5 раза, его доля в ВВП — с 33,6 % до 36 %, доля перерабатывающей отрасли- с 80 % до 85 %.[1]

Определяя целевые ориентиры модернизации общества, необходимо, на наш взгляд, помимо целей увеличения ВВП страны, повышения её экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности, а также других материальных показателей, в качестве основного приоритета выдвинуть цель улучшения качества жизни человека, в понятие которого входят такие показатели, как улучшение доступности и качества здравоохранения, образования, повышение продолжительности жизни, осуществление конституционного права на труд и достойную его оплату, использование результатов труда, преодоление бедности, свобода слова и выражения мнений, активная гражданская позиция и высокая духовность.

Для определения стратегических и приоритетных направлений развития страны в предстоящие 5 лет Указом Президента создана Национальная комиссия по реализации Стратегии действий во главе с Президентом Республики Узбекистан. Контроль за полным, своевременным и качественным выполнением мероприятий, включенных в Государственную программу, возложен на комиссии, образованные по каждому из пяти направлений Стратегии действий. На эти комиссии возлагается также непосредственная подготовка проектов соответствующих ежегодных государственных программ по реализации Стратегии действий в 2018-2021 годах.

Реализация Стратегии действий станет мощным импульсом для поступательного движения Республики Узбекистан по пути реформирования и модернизации страны, построения правового и демократического государства с развитой рыночной экономикой, сильного гражданского общества, обеспечения верховенства закона, безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, межнационального согласия и и религиозной толерантности в обществе.

Использованная литература:

  1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, «Народное слово» 08.02.2017
  2. Государственная программа по реализации Стратегии действий в Год диалога с народом и интересов человека. www. infocom.uz.2017/02/08
  3. Д.С.Львов и др., Движущие силы модернизации и их институциональные формы, М: «Наука», 2007, с.16-17