Повышение качества продукции представляет собой комплексную задачу, зависящую от состояния планирования промышленной продукции, совершенствования проектных решений, улучшения технологии, внедрения прогрессивных спецаппаратур, изделий и материалов, применения передовых методов производства промышленной продукции, методов материальной и моральной заинтересованности в высоком ка­честве выполняемых работ.

Повышение конкурентоспособности экономики Республики Узбекистан является одним из важнейших задач социально — экономического развития страны за годы независимости, особенно в последнее время под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, правительство разработало и реализовало ряд комплексных программ, которые позволили в значительной мере повысить конкурентоспособность экономики нашей страны. К таким программам можно отнести реформы в банковской сфере, программу локализации производств, инвестиционную программу по подготовке кадров, налоговые и административные реформы, качество выпускаемой товаров и услуг.

Повышение качества продукции является важной проблемой при выпуске промышленной продукции. Их роль в инвестиционном процессе, особенности технологии продукции и системы экономических отношений требуют создания научно-методической базы для внедрения систем менеджмента качества.

Повышение качества продукции является не только важной народнохозяйственной задачей, но и сложной научно-методической проблемой, решение которой может стать стержнем экономических реформ в промышленности, в частности автомобилестроении. Кроме того проблема повышения качества продукции связана со следующими особенностями отрасли:

· Автомобилестроение является локомотивной отраслью народного хозяйства Узбекистана, где эффективность имеет решающее значение;

· Потребности на продукцию отрасли устанавливаются на рынке, поэтому влияние потребителей на промышленность значительно выше, чем в других отраслях;

· Продукция промышленности с точки зрении технологии производства является специфичной и, что определяет важность функции организации производства продукции.

Проведенные теоретические исследования показывают, что основное внимание уделено механизму контроля за появлением дефектов и мероприятиям по предупреждению и устранению причин их возникновения. Однако существенное повышение качества может быть достигнуто только на основе внедрения комплексной системы менеджмента качества, которая соответствовала бы международным стандартам серии ISO-9000 и европейским стандартам EN-14000. Вместе с тем, до внедрения системы менеджмента качества должна быть решена важная методологическая проблема: от какого уровня качества делается отсчет и к какому уровню качества идет движение данной организации? Данный вопрос не является праздным, так как установление существующего положения и конечных целей является исходной точкой для эффективного функционирования системы менеджмента качества.

Качество продукции, несмотря на некоторое повышение его уровня за последние годы, все еще не отвечает жестким требованиям международного авторынка. Это относится и к автобусам, поскольку потребность в качественной продукции одна из основных в числе потребностей человека.

Качество пассажирских автобусов еще не удовлетворяет предъявляемым к ним требованиям, эксплуатация этих автобусов в разных условиях показывает, что эти продукция с некоторыми дефектами: менее комфортабельные, замена запасных частей затруднена и т.д.

Известно, что около 2/3 затрат на автобусы составляют расходы на материалы, основные средства и т.д. Это значит, что труд автомобилестроителей теснейшим образом переплетается с работой других отраслей. Вот почему автомобилестроение называют локомотивной отраслью, которая должна тащить остальные отрасли народного хозяйства.

Таким образом, автомобилестроение становится основный отраслью в народном хозяйстве Узбекистана. Высокие темпы развития автомобильной промышленности, посто­янно требуют решения сложных и чрезвычайно важных задач, глав­ной из них является повышение качества конечной продукции — автомашин.

Качество продукции, еще далеко не удовлетворяет современные требования, еще велика доля дополнительных затрат направляемых на устранение дефектов. Часть дефектов проявляется при эксплуатации и увеличивает за­траты на содержание СТО.

Подводя итоги можно сказать, что задачей любого производителя является обеспечение нормативного уровня качества выпускаемой продукции с минимальными затратами. Ак­туальной проблемой является совершенствование методов менеджмента в организации качества продукции. Совершенствование системы менеджмента качества должно быть непрерывным процессом, постоянный подъем уровня качества труда, ка­чества продукции на каждой стадии производства и на этой основе, конечной продукции. Эта система долж­на связывать все элементы и стадии производства и только при такой организации менеджмента качества, она будет наиболее эффективной.