Профессиональная подготовка менеджеров представляет собой сложную многоаспектную систему, которая является предметом особенного внимания как фирмы в лице ее руководства, так и заботой самого менеджера.

Следует вспомнить, что сам менеджмент появился как система экономических знаний, необходимых инженерам-механикам и инженерам-строителям для повышения эффективности руководителя.С тех пор требования к профессиональной подготовке все более ужесточаются, в области этих знаний все расширяются. Так, если вначале считалось достаточным иметь определенную экономическую подготовку, чтобы стать успешным менеджером, то с годами потребовалось включить еще и управленческие знания, а затем еще и социально — психологические.

Становиться очевидным, что необходима определенная профессиональная подготовка и ее последовательность, этапы и очередность ее накопления для каждой группы менеджеров.

Любая организация ( фирма ) может рассматриваться как система, образуемая персоналом ( кадровая ) и техникой ( технико- технологическая).

Персонал, образующий кадровую структуру, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность двух типов сотрудников — руководителей — менеджеров и исполнителей.

Современный менеджмент утверждает, что численное и значимое соотношение руководителей и исполнителей фирмы подчиняется закону Паретто, т.е. если число менеджеров составляет примерно 20% от общей численности персонала, то все равно они на 80% определяют политику организации, а следовательно, и уровень эффективности ее деятельности.

Результативность функционирования любой фирмы зависить в первую очередь от уровня профессиональной подготовки ее персонала. Не случайно японские фирмы, уже десятилетие являющиеся рекордсменами в приращении производительности труда, еженедельно обучают весь свой персонал в течение 6 — 8 часов. Естественно, что исполнители занимаются профессиональной подготовкой, а в программы руководителей включается еще управленческая и лидерская подготовка.

Оценивая исполнительскую подготовку, как правило, рассматривают профессиональное соответствие определенному рабочему месту и готовность и способность работать в группе с другими исполнителями.

Профессиональная подготовка руководителей- менеджеров представляет собой большую сложность, и именно этот вопрос составляет предмет нашего рассматривания.

Прежде всего это две основные области знаний, умений и практических навыков:

1) сфера специфики бизнеса (деятельности), где функционирует фирма (производство металлов, продовольствия, товаров бытового назначения и др.);

2) торговля с другими странами на внутреннем рынке и виды товаров; услуги во всем их многообразии и др.

Специвику бизнеса нет возможности, да и необходимости рассматривать, так как это отдельная и весьма сложная область знаний.

Ограничемся только той частью, которая составляет достаточно общую менеджерско — управленческую функциональную подготовку.

Так, под профессиональной менеджерской подготовкой принято понимать способность качественно выполнять каждым руководителем (менеджером) свои каждодневные основные функциональные обязанности в виде рабочих процедур с использованием имеющейся с использованием имеющейся в организации техники и принятых (исполняемых) технологий по предоставлению управленческо-организационных услуг подчиненным и окружающие среде, т. е. выполнения своих служебно — должностных обязанностей.

Опыт показывает, что качество выполняемых менеджерами служебных обязанностей зависит от уровня личной подготовки, организованности (самоменеджмента) и умения организовать и оперативно руководить работой подчиненных, взаимодействовать с руководителями, партнерами и др.

Литература

  1. В.И.Королева. Менеджмент — Учебник, Москва: Экономист, 2005 год.
  2. Н.И.Кабушкин. Основы менеджмента. Минск, 2001 год.
  3. Э.М.Коротков. Концепции менеджмента.Москва, 1999 год.
  4. В.П.Медведев. Основные функции менеджеров. Москва,Дело, 2003 год.