В соответствии с Законом Республики Коми «О противодействии коррупции в Республике Коми», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Коми (проектов нормативных правовых актов Республики Коми), проводится в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Субъектами антикоррупционной экспертизы Республики Коми являются: прокуратура Республики Коми, Администрация главы Республики Коми, Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, Общественная палата Республики Коми, государственными органами исполнительной власти Республики Коми

Рассмотрим полномочия каждого субъекта по отдельности.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в органах прокуратуры регулируется положениями Приказа Г енпрокуратуры России № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» (далее — Приказ № 400).

В соответствии с пунктом 1.1 Приказа № 400 прокурорам субъектов Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации приказано обеспечить в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение требований либо направление заявлений в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов, а также принимать меры к надлежащему исполнению требований прокурора и осуществлению надзора за исполнением судебных решений.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта, согласно Приказу № 400, необходимо указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор. Также руководителям органов прокуратуры необходимо обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры. Нормативный правовой акт в Республике Коми подлежит рассмотрению органами прокуратуры Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Одобрение прокурором нормативного правового акта не означает, что антикоррупционна экспертиза этого же акта больше не проводится. В случае практики правоприменения нормативного правового акта прокурор вправе вернуться к проведению антикоррупционной экспертизы акта или его части.

Порядок предоставления для проведения антикоррупционной экспертизы в органы прокуратуры Республики Коми нормативных правовых актов Республики Коми, по вопросам, указанным в части 2 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяется соответствующими органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, организация проведения антикоррупционной экспертизы и ее проведение осуществляются:

органами в системе исполнительной власти Республики Коми, за исключением Администрации Главы Республики Коми, в отношении нормативных правовых актов в установленной в соответствии с законодательством сфере их деятельности;

Администрацией Главы Республики Коми в отношении проектов нормативных правовых актов; в отношении нормативных правовых актов в установленной в соответствии с законодательством сфере ее деятельности.

Администрация вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в любых сферах деятельности.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми утвержден Указом Главы Республики Коми «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми» и содержит аналогичные положения указанные в Порядке.

Также стоит обратить внимание на постановление Правительства Республике Коми «Об утверждении Регламента Правительства Республики Коми», которым утвержден Порядок подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми (далее — Порядок подготовки проектов правовых актов).

Согласно пункту 14 Порядка подготовки проектов нормативных правовых актов, до внесения проекта нормативного правового акта Республики Коми на согласование с членами Правительства, а также с органами и организациями, указанными в пунктах 20 и 21 указанного Порядка, инициатор проекта вправе направить проект нормативного правового акта Республики Коми в Г осударственно-правовое управление Г лавы Республики Коми (далее — ГПУ) для проведения предварительной юридической экспертизы.

Предварительная юридическая экспертиза проводится по следующим проектам нормативных правовых актов Республики Коми:

проектам законов Республики Коми, предусматривающим новое правовое регулирование;

проектам постановлений Правительства об утверждении положений, порядков, концепций либо предусматривающим новое правовое регулирование отношений, которые ранее не регулировались Правительством, либо об их изменении.

Данный вид деятельности, как предварительная юридическая экспертиза позволяет избежать допущения содержания в проектах нормативных правовых актах коррупциогенных факторов еще на стадии разработки проекта, что позволяет значительно уменьшить количество выявляемых коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах.

В дальнейшем происходит процедура согласования и внесение проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Государственный Совет Республики Коми. По поступившим проектам правовых актов Республики Коми ГПУ осуществляет проверку соответствия прилагаемых материалов требованиям указанного Порядка, типовой инструкции по делопроизводству в органах в системе исполнительной власти Республики Коми, утверждаемой Правительством, а также организует проведение юридической, антикоррупционной и лингвистической экспертиз. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы установлен ранее рассматриваемыми порядками в рамках постановления Правительства Республики Коми и Указа Главы Республики Коми.

ГПУ осуществляет юридическую экспертизу законопроектов в течение 20 рабочих дней, проекты правовых актов Правительства об утверждении (одобрении) стратегий, основных направлений, концепций, положений, порядков, регламентов, перечней (реестров), государственных программ Республики Коми, иных программ Республики Коми, планов мероприятий, комплексных планов — в течение 10 рабочих дней, проекты нормативных правовых актов Правительства объемом более 10 листов об утверждении нормативов, тарифов (цен), индексов, стандартов — в течение 10 рабочих дней, остальные проекты правовых актов Правительства — в течение 5 рабочих дней.

По результатам юридической экспертизы по проекту правового акта Республики Коми ГПУ при отсутствии замечаний правового характера, которые не могут быть устранены в ходе доработки проекта правового акта Республики Коми, проводимой при участии представителя инициатора проекта, необходимости изложения текста проекта правового акта Республики Коми в новой редакции орган дорабатывает его, в том числе при необходимости с участием представителя инициатора проекта, согласовывает его.

Согласованный ГПУ проект правового акта Республики Коми направляется для рассмотрения и согласования заместителю Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

После доработки проекта правового акта Республики Коми с учетом замечаний, изложенных в заключении ГПУ, письмах органов, не согласовавших проект и направивших свои замечания и предложения, инициатор проекта повторно направляет указанный проект в ГПУ с приложением таблицы рассмотрения замечаний, оформленной по установленной форме.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации направляются принятые нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми в течении 7 календарных дней со дня их опубликования.

По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органу-разработчику направляется экспертное заключение с результатами экспертизы. В случае несоответствия регионального нормативного правового акта федеральному законодательству или Конституции Российской Федерации, органу-разработчику этого акта будет предложено привести рассматриваемый нормативный правовой акт в соответствии с указанными федеральными нормативными правовыми актами.

Как мы отмечали ранее, Министерство юстиции проводит аккредитацию независимых экспертов. В Республике Коми, на сегодняшний день, осуществляют свою деятельность 9 независимых экспертов.

Согласно статье 18(1) Закона Республики Коми «Об Общественной палате Республики Коми», в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» общественная палата может проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В государственных органах власти Республики Коми, также проводится антикоррупционная экспертиза нормативных паровых актов и проектов нормативных правовых актов на основании ведомственных приказов.

Ссылки

  1. Статья 8 Закона Республики Коми от 29.09.2008 № 82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми»
  2. Эксперты по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации // Режим доступа: (http://minjust.rkomi.ru/page/10007/) (дата обращения: 01.12.2017)