Информатизация в современном мире стала одним из основных факторов, влияющих на общественный прогресс и область образовательной деятельности, в частности.

Появление и развитие новых компьютерных и сетевых технологий создало условия для расширения образовательного пространства за пределы традиционного учебного процесса, позволило дополнить формальную структуру инструментами системы непрерывного образования, к которым относятся различные формы электронного обучения [1].

В настоящее время отмечается рост мирового рынка дистанционного обучения, этому способствует устойчивое повышение спроса на образовательные услуги подобного типа [6].

Одной из форм дистанционного образования являются массовые открытые онлайн-курсы, позволяющие использовать технологии электронного обучения и открытый доступ через интернет. Такие курсы дополняют традиционные учебные материалы и дают возможность при обучении использовать интерактивные форумы, поддерживающие сообщества студентов и преподавателей [2].

Сегодня появляются все новые и новые тренды подачи информации в дистанционных курсах системы e-learning, которые применяются в целях повышения усвояемости учебного материала студентами [3].

В данной статье рассмотрены основные нововведения в сфере дистанционного обучения, на основе которых был разработан базовый курс по информатике на базе Донского государственного технического университета (ДГТУ), используемый для образовательного процесса студентов.

Микрообучение

Проанализировав самые успешные и посещаемые площадки для онлайн-обучения, было выявлено, что одним из главных трендов остается контекстуализация содержимого. Что включает в себя это понятие?

В современном мире общество считает время крайне ценным ресурсом. Сегодня актуальным считается адаптация длинных, информационно-перенасыщенных курсов в более краткую и удобную форму, в содержимом которой студент может легко получить ответы на свои вопросы в относительно короткие сроки.

При создании электронного ресурса был применён прием, условно называемый, микрообучением — один большой курс по информатике был разделен на более короткие блоки (рис.1). Каждый блок представляет собой один из элементов науки информатики, совокупность которых необходима для изучения курса.

Таким образом, информация в каждой части образовательного материала подобрана так, чтобы студент мог изучать вопросы и проблемы заявленной темы в краткой форме, концентрировать свое внимание, рассматривать науку с точки зрения микронаук, входящие в более общее понятие информатика.

prtshnknk_1.png

Рис.1 Темы базового курса информатики

Применение медиаконтента

Понятие «медиаресурсы» прочно вошло в обиход современного общества. Информация в формате аудио, видео, изображений и анимации является более быстроусвояемой, удобной и предпочтительной для человека в наши дни, по сравнению с ее традиционным представлением [4]. Применение медиаресурсов в образовательном процессе и, особенно в области электронного обучения, в первую очередь, расширяет и обогащает дидактические принципы обучения. Использование медиаконтента, обеспечивает дистанционный курс такими свойствами, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность [5]. В базовом курсе информатики в качестве медиасодержимого были использованы изображения, анимация и представление каждого блока посредством презентации, помимо традиционного текстового режима, что также способствует качественному усвоению учебного материала (рис. 2). Кроме этого, в Донском государственном техническом университете начался процесс по внедрению видеолекций в содержимое электронных курсов. В опорном университете реализуется совместный проект управления дистанционного обучения и повышения квалификации, факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» и информационной службы ДГТУ. Данное направление является обязательным требованием и отчетным показателем рейтинга вуза в международном сегменте [7]. По замыслу разработчиков проекта, в коллекцию видеоматериалов будет включен и базовый курс информатики.

prtshnknk_2.png

Рис.2 примеры страниц презентации темы «Информационное общество»

Применение приемов социализации

Одним из методов повышения мотивации обучающегося является метод сравнения своих достижений, с достижениями других людей, а также оценивание своего уровня знаний [3].

В целях стимулирования учебной деятельности студентов, были созданы промежуточные тесты по каждой теме определенного блока. Применение такого подхода имеет ряд преимуществ:

· во-первых, студент не испытывает привычного страха перед обучением, чувство неуверенности своих силах, потому как нет необходимости проходить тесты по большому количеству изученного материала;

· во-вторых, студент, проходя тест по каждой изученной теме, может контролировать свой уровень усвоения материала.

Еще одним прогрессивным нововведением является размещение результатов тестов преподавателем после его прохождения группой, такой метод ориентирует студентов относительно усвоенных знаний друг друга (рис. 3).

prtshnknk_3.png

Рис.3 Пример представления отдельной темы блока

Электронное обучение приобретает все большую и большую популярность в образовательном пространстве всего мира. За последнее время выросло большое количество различных форм электронного обучения [2]. Поэтому крайне сложно однозначно выделить тренды e-learning в мировом масштабе. Однако, в данной статье были рассмотрены наиболее используемые из них. На основе таких нововведений был создан курс, который планируется дополнять с целью развития учебного процесса.

Список использованных источников

  1. Захарова О.А. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании: монография / О.А. Захарова, Т.Г. Везиров, М.В. Ядровская. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. −134 с.
  2. Захарова О.А. Методологические основы применения информационно-коммуникативных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся: монография/ О.А. Захарова, Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010 −151 с.
  3. Захарова О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография / Захарова О.А. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011 — 146 с.
  4. Захарова, О. А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации/ О. А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 1(38). — С. 21-24.
  5. Ядровская М.В. О дидактическом качестве электронных лекций. //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» — 2015. V.18 № 3. С. 380 −396. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i3/pdf/4.pdf
  6. «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», URL: http://edumarket.digital/ (Дата обращения 04.04.2018)
  7. Донской государственный технический университет: [Электронный ресурс] URL: https://donstu.ru/ (Дата обращения: 05.04.2018).