Введение

В настоящее время перспективным направлением в области развития дистанционного обучения является применение мультимедийных и адаптивных технологий. Адаптивное обучение — это технология, при которой слушатель активно взаимодействует с системой. Действия со стороны системы осуществляются автоматически по заранее установленным правилам или алгоритмам. Таким образом, исходя из данного определения под адаптивной технологией будем понимать систему, обладающую способностью приспосабливаться к обучающимся с разным уровнем успеваемости [1]. Вузы, которые используют автоматизированные обучающие системы, базирующиеся на адаптивных принципах построения учебного процесса, отмечают у студентов рост уровня усвояемости предлагаемых учебных дисциплин. Прежде всего это связано со следующим рядом преимуществ:

• индивидуализация,

• объективность оценки,

• наглядность представленных материалов,

• гибкость.

Проектирование электронных курсов

Организация электронного обучения в вузе-это совокупность модулей которые в полной мере могут обеспечить интерактивными инструментами различные области учебного процесса. К таким модулям, например, относятся: кураторство процесса обучения со стороны преподавателя, обеспечение двухсторонней связи между студентом и преподавателем, использование итогового контроля в качестве проверки усвоения материала[2].

Система, удовлетворяющая, данным требованиям была внедрена и активно используется в Донском государственном техническом университете. Разработанный портал электронного обучения имеет название СКИФ, система основана на инструментальной среды Moodle. Данная система включает в себя перечень различных модулей для получения и проверки знаний, например, таких как:

· проведение тестирования;

· галерея электронных курсов;

· библиотека справочной литературы и т. д.

Этой системой пользуются большинство студентов как очной так и заочной формы обучения. Они отмечают следующие плюсы данной технологии:

· постоянный доступ к учебным материалам,

· свободный график обучения,

· индивидуальная работа обучающегося,

· гибкость обучения

· получение online-консультаций у преподавателя,

· использование итоговых тестов, позволяющих оценивать промежуточные знания и текущий уровень подготовки,

· одновременное групповое обучения студентов,

· овладение инструментами электронной образовательной среды вуза,

· доступность курсов для лиц с особенностями психофизического развития,

· учет уровня знания подготовки и необходимый уровень для прохождения аттестации,

· использование медиаконтента.

Электронные курсы портала СКИФ на этапе разработки должны удовлетворять требованиям студента, главными из которых является простота усвоения и доступность материала [3].

Курс состоит из следующих блоков (рис. 1):

• названия и цели курса,

• порядок работы с курсом,

• система обратной связи,

• объявления для студентов,

• справочные материалы и (или) глоссарий,

• лекции,

• компьютерные практикумы,

• лабораторные работы,

• тесты и материалы для самоконтроля,

• список библиографических источников.


Рис. 1 Структура курса

Базовый курс информатики

Рассмотрим в качестве примера программу по информатике для студентов бакалавриата 1-2 года обучения, внедренную в процесс обучения Донским государственным техническим университетом. Основу программы составляют базовые модули, формирующие компетентность обучающегося. Кроме базовых, студентам предлагаются модули по выбору, формирующие необходимые компетенции.

Основу курса составляют следующие темы (рис.2):


Рис. 2 Темы базового курса информатики

В курсе применяется вариативная модель обучения, т.е. студенту помимо базового набора тем курса, предлагается пройти обучение по блокам, необходимым для индивидуальной траектории обучения в соответствии с профессиональными и личностными потребностями.

Лекции каждого логического модуля курса четко структурированы, оснащены перечнем графических материалов и схем, что способствует повышению уровня усвояемости материала.

Каждый студент, по завершении изучения лекционных и практических материалов блока, должен пройти тестирование по пройденному материалу. После прохождения ряда контроля, студенту предлагается пройти итоговое тестирование, сформированное по уровню сложности в соответствии, с раннее показанными результатами студента.

Развитая система поиска информации, наличие словаря основных терминов и других информационно-справочных средств позволяют использовать электронные ресурсы не только для обучения, но и для быстрого получения справочной информации.

Выполнение итоговых контрольных тестовых заданий студентами на электронном портале позволяет автоматизировать процессы обработки преподавателем сведений об учебных достижениях не только каждого студента, но и различных групп в течение нескольких семестров.

Также стоит отметить обеспечение связи студентов и преподавателя в следствии внедрения в электронные курсы элемента «Форум», где поддерживается диалог в круглосуточном режиме.

Для создания подобных электронных курсов в системе «СКИФ» от автора не требуется знаний в области программирования. Основополагающим фактором является содержание и методическая сторона предоставляемого учебного материала.

Заключение

Использование адаптивных информационных технологий в процессе обучения дисциплине «информатика» студентов позволяет обращаться к учебным материалам в любом месте расположения, где имеется доступ в интернет, получить помощь высококвалифицированных преподавателей, сформировать индивидуальную траекторию обучения. Непрерывное образование является перспективным инструментом в быстро развивающейся и высококонкурентной рабочей среде. Гибкость и удобство электронного обучения, безусловно, делают процесс обучения более эффективным и доступным [4].

Литература

  1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: спец. учеб. курс; пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. — М.: Издательский дом «Обучение — Сервис», 2006. — С. 632.
  2. Захарова О.А., Рыльщикова Л.П., Атрошина Э.Б., Юрчук Г.Г., Иванов В.В. Методологические основы применения информационно-коммуникационных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся. — Ростов н/Д, 2010.
  3. Захарова О.А. Научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования: монография / О.А. Захарова; научный редактор д.пед.н., проф. П.В. Стефаненко — Донецк: ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ». — Донец, 2016. — с. 302.
  4. Захарова О.А. Методологические основы применения информационно-коммуникативных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся: монография/ О.А. Захарова, Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010 −151 с.