В статье рассмотрена одна из проблем интеграции технологических решений в системы типа «Умный дом», связанной с несоответствием расчётной выгоды для конечного потребителя с реальной. Раскрываются причины данной проблемы и предлагается подход к её решению.

Ключевые слова: интернет вещей, умный дом, автоматизация, разработка.

Технический и индустриальный прогресс положил начало перспективному явлению — интернету вещей. Это целая технологическая концепция, объединяющая множество современных достижений науки и техники и применяемая в различных сферах [1]. Одной из популярных сфер является «умный дом».

«Умный дом», как одна из реализаций концепции интернета вещей, представляет собой телекоммуникационную гибридную сеть между множеством устройств, где каждое устройство выполняет свои отдельные функции и может предоставлять сервисы другим устройствам [2]. Как правило, при разработке подобных систем учитывают только возможности самих технических средств и технологий. В связи с чем, могут возникнуть проблемы интеграции систем типа «умный дом» в сферу их непосредственного применения [1][3]. Одна из таких проблем связана с сокращением роста потребительских качеств конечного продукта, когда как наращивание группировки технических средств продолжает расти.

Причины настоящей проблемы, в основном, кроются в двух аспектах. Первый исходит из сложности самой системы, для которой требуется внедрять всё больше и больше средств на поддержание работоспособности и коммуникаций. Второй относится к ошибочной интерпретации выгоды для конечного пользователя [4]. Если первый аспект является само разумеющейся частью процесса разработки, то второй — часто игнорируется. Одним из выходов из сложившейся ситуации может являться подход, при котором внедряемая система рассматривается как расширение базовой экосистемы. Базовая экосистема — это логически завершённая совокупность процессов, в которую поступают инициирующие процессы и исходят продуктные процессы. Для «Умного дома» это будет быт человека, его традиции и устои и всё, что позволяет достигнуть максимальной зоны комфорта. Каждый процесс можно квантовать на цепочку идеальных автоматических процессов. Идеальный автоматический процесс — это действие в котором наблюдатель не принимает участия. Стоит отметить, что квантование процесса зависит от рассматриваемого наблюдателя, например человека.

Рассмотрим ситуацию, при которой требуется провести интеграцию автоматического процесса включения света по срабатыванию датчика присутствия. На первый взгляд мы имеем автоматическую систему, работающую от сигнала синтезированного датчиком. Теперь квантуем процесс относительно человека в случаях, без автоматизации — с выключателем («до») и с датчиком присутствия («после») (рис. 1).


(Рисунок 1. Диаграмма квантования процессов. N — Наблюдатель; R — окончание процесса (результат); Sn — кванты процесса; a, b, c — идеальные автоматические процессы.)

В случае «До» имеется 3 идеальных процесса между тем, как человек подошёл в нужное место и нажал на выключатель. В случае «После» нужно только встать в нужное место. Выгода существует, однако процесс «После» по прежнему не является полностью автоматическим, а упущение того, что наблюдателю (человеку) нужно совершить некоторое воздействие на систему может привести к потере расчётной выгоды конечной системы. В результате можно сделать вывод, что рассмотрение интегрируемых процессов, относительно базовой экосистемы позволяет видеть и нивелировать погрешности в данных расчётах.

Библиографический список

  1. Зараменских Е.П., Интернет вещей. Исследования и область применения / Е.П.Зараменских, И.Е.Артемьев — Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015 — 188с.
  2. Аркадий Дементьев, «Умный» дом XXI века / А. Дементьев — Екатеринбург: Издательские решения, 2016 — 142с.
  3. Сэмюэл Грингард, Интернет вещей. Будущее уже здесь / С. Грингард — Москва: Альпина Паблишер, 2017 — 188с.
  4. Martin L. Abbott, The Art of Scalability: Scalable Web Architecture, Processes and Organizations for the Modern Enterprise / Martin L. Abbott — Boston: Addison-Wesley Educational Publishers Inc, 2010 — 592с.