Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности формирования конструктивных и организационно-технологических конструктивных решений объектов транспортного строительства. Рассматривается возможность учета особенностей конструктивных решений, воздействий случайных факторов и местных условий на формирование организационно-технологической последовательности строительства.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, показатели качества, объекты транспортного строительства, организационно-технологическая надежность, оптимизация проектных решений
Характеристика основных видов объектов транспортной инфраструктуры
Объективная неравномерность состояния (или планирования развития) различных территориальных образований страны (регионов, городов, мегаполисов) определяет наличие различных уровней состояния и потенциалов экономического развития, применительно к которым осуществляется дифференцированный подход по разработке и осуществлению соответствующих мероприятий, ориентированных на поддержание и развитие определенных видов транспорта, а, значит, и соответствующей объектов транспортной инфраструктуры [1,2].
На Рисунке 1 приведена классификация объектов транспортной структуры (применительно к каждому из видов транспорта), составленная в соответствии с положениями Федерального закона [3].
Рисунок 1 — Структурная схема объектов транспортной инфраструктуры
Особенности формирования организационно-технологических решений при возведении объектов транспортного строительства
Значительная продолжительность производственного цикла (этапа строительства), высокая стоимость конечного продукта строительства, материалоемкость строительства, определяющая необходимость применения различных видов и грузоподъемности транспортных машин, зависимость от местных природно-климатических, инженерно-геологических условий ― определяют необходимость формирования адекватных организационно-технологических решений [4,5].
На Рисунке 2 представлены основные виды и методы организации производства простых и комплексных строительных работ и процессов при возведении объектов транспортной инфраструктуры.
Рисунок 2 — Виды строительных процессов и методы организации строительного производства
Организационно—технологическая модель принятой последовательности возведения объекта транспортной инфраструктуры представляет собой составную часть информационной модели реального сооружения и является его условным образом на этапе строительства [5,6].
Показатели организационно-технологической надежности строительного производства
Случайный характер строительного производства обозначает наличие неопределенности в назначении (проектировании, расчете) показателей качества и надёжности строительного производства ― продолжительности строительства, а также вероятности своевременной реализации организационно—технологических решений.
Повышение (или обеспечение) установленного уровня организационно—технологической надежности строительного производства реализуется при помощи системного подхода с привлечением методов и критериев теории надежности [7].
Оценка вероятности своевременного завершения строительства (как показателя организационно-технологической надежности) может быть реализована для любой (проектной или оптимизированной) из организационно-технологических моделей возведения объекта транспортного строительства.
На Рисунке 3 представлены исходная (проектная) и оптимизированная модели возведения объекта транспортной инфраструктуры (включающая 11 строительных работ, продолжительностью 286 рабочих дней).
Рисунок 3 — Исходная и оптимизированная организационно-технологические модели строительства объекта транспортной инфраструктуры
В Таблице 1 представлены результаты оценки вероятности своевременного завершения строительства (по критическому пути) с применением концепции PERT (Program Evaluation and Review Technique, «Технология программного анализа и оценки решений», ПЕРТ) [8].
Таблица 1 — Результаты расчет вероятности своевременного завершения строительства объекта транспортной инфраструктуры
Удовлетворительные показатели организационно-технологической надежности рассматриваемого строительного процесса достигаются при увеличении расчетной продолжительности строительства от 2 до 5 процентов. При таких условиях вероятность своевременного завершения строительства возрастает до
Выводы:
1. Приведена характеристика особенностей строительной продукции в формате объектов транспортной инфраструктуры.
2. Рассмотрены особенности применения различных методов организационно-технологической последовательности строительных процессов.
3. Показана необходимость проведения оценки организационно-технологической надежности строительного производства.
Литература
- Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. ― М.: Academia. 2014. ― 240 с.
- Солодкий А.И., Горев А.Э., Бондарева Э.Д. Транспортная инфраструктура. ― М.: Юрайт. 2016. ― 290 с.
- Федеральный закон от 09.02.07 №
16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции, актуальной с 21 декабря 2016 г.). - Саламахин П.М., Маковский Л.Б., Попов В.И. Инженерные сооружения в транспортном строительстве. ― М.: Академия. 2007. ― 618 с.
- Скворцов А.В., Сарычев Д.С. Жизненный цикл проектов автомобильных дорог в контексте информационного моделирования // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С.
4–14. - Лузганов Н. А. Организационно-технологическое проектирование возведения или строительного переустройства объекта с использованием его виртуальной модели: диссертация кандидата технических наук: 05.23.08 / Лузганов Николай Алексеевич ― М.: 2006. ― 120 с.
- Гусаков А.А., Гинзбург А.В. Организационно—технологическая надёжность строительства. ― М.: Аргус. 1994. ― 472 с.