В настоящее время в европейских странах доля подземных сооружений составляет 20-25% от общей площади вводимых объектов. В Москве эта доля за последние 5 лет не превышает 8%, а в других российских городах, в том числе Санкт-Петербурге, еще ниже.

В то же время в нашей стране в последние 20-30 лет отмечается бум автомобилизации населения, что привело к катастрофическому дефициту парковочных мест во всех крупных городах.

Например, в Санкт-Петербурге городской парк автомобилей насчитывает порядка 1,6 млн. единиц. При этом, на всех существующих стоянках, в гаражах, встроенных и пристроенных паркингах имеется всего 500 тыс. машино-мест [1].

Особенно актуальным является обеспечение местами временного и постоянного хранения легковых автомобилей центральной части города. Именно в этой застроенной исторической части особенно ощутима нехватка парковочных мест. Возможность строительства паркингов здесь значительно осложняется высокой плотностью застройки и большим числом объектов культурного наследия. В данном случае единственным решением является использование подземного пространства для строительства паркингов. Это позволяет, например, при реконструкции центральной части города обеспечить проектируемым объектам инвестиционную привлекательность, а горожанам — комфортные условия проживания. Главным преимуществом строительства подземных паркингов перед надземными является и экологический аспект — выброс выхлопных газов автомобилей производится лишь через вентиляцию, и в приземном слое концентрация их получается ниже [2]. Однако, есть ряд причин, сдерживающих реализацию проектов подземных паркингов.

Одной из основных проблем является не разработанность нормативно-правовой и законодательной базы для подземного строительства. На данный момент основными документами, которыми руководствуются строители при освоении подземного пространства, это Закон о недрах, Земельный кодекс и Градостроительный кодекс. Во-первых, это весьма осложняет процесс согласования проектов подземного строительства. И кроме того, эти документы во многом противоречат друг другу.

Необходимо разработать специальный закон о подземном строительстве. Например, в Москве принято постановление Правительства города об освоении подземного пространства [3]. В Санкт-Петербурге пока ничего подобного нет.

Следующим важным вопросом является процедура получения земельного участка под подземное строительство. Закон о недрах предусматривает специальные процедуры для получения земельного участка не в целях добычи полезных ископаемых. Но конкретно получение участка под подземное строительство федеральным законодательством никак не регламентируется.

В настоящее время на уровне же субъектов федерации некоторые меры уже приняты. В Санкт-Петербурге вышло Постановление Правительства СПб о процедуре предоставления земельного участка под подземное строительство. Эта процедура сложнее, чем при обычном строительстве и включает в себя 3 этапа:

— Получение постановления Правительства о предоставлении права пользования землей под изыскания, в том числе для подземного строительства. Составление проекта работ по геологическому изучению, одобрение его в соответствующих органах.

— Заключение договора аренды для проведения геологического изучения участка недр. Для этого необходимо иметь лицензию на геологию недр, и должны быть определены границы земельного участка.

— Получение постановления Правительства о выдаче земельного участка под строительство подземного объекта. Для этого потребуются те же документы, что и в обычном случае, а также лицензия на подземное строительство.

И основной особенностью данной процедуры является то, что проект работ должен быть составлен и одобрен до получения участка под строительство.

Существует также нерешенный вопрос о разграничении участков недр федерального значения и местного. При внесении последних изменений в Закон о недрах в нем были обозначены участки недр федерального значения, а для участков местного значения такого разграничения нет. Между тем, только для таких участков город имеет право выдавать разрешения на геологические работы и выполнять другие функции контроля подземного строительства.

Следующим вопросом для рассмотрения является геотехническое обоснование строительства. Это понятие введено в ТСН 50-302-2004 [4], но требований к его составу в данном документе нет. Обычно такое обоснование составляется по требованию заказчика или экспертизы. Следует создать типовую форму геотехнического обоснования для подземных сооружений, включающую в себя инженерно-геологические условия, геотехническую ситуацию, выявление возможных деформаций и т.д.

Очевидно также, что при переходе на саморегулирование подземное строительство попадает в список работ повышенной опасности, к которым нужны допуски. Таким образом, и так непростую ситуацию с правовым положением подземного строительства саморегулирование скорее усложнит, чем наоборот.

Следующий принципиальный вопрос — геологическая ситуация в Санкт-Петербурге, приспособленность грунтов к подземному строительству в целом. «Слабые» грунты Санкт-Петербурга стали уже притчей, тем не менее, специалисты единогласно утверждают, что подземное строительство в Санкт-Петербурге вести можно.

Необходимо создать карту подземного пространства Санкт-Петербурга, с учетом современного состояния грунтов и их пригодности для такого строительства. Сейчас в строительной практике используется карта грунтов 80-х гг. При ее составлении использовались разные методики, а многие данные просто не учитывались. Также некоторые характеристики грунтов с тех пор изменились, в том числе, из-за антропогенного фактора.

Необходимость нового экспертного картирования подземного пространства Санкт-Петербурга назрела уже давно, и по заказу геолого-геодезической службы КГА несколько петербургских организаций провели такую работу для небольшого участка в центре города.

На основании изучения около 400000 скважин были составлены модели грунтов с основными характеристиками: возраст, литология и т.п. На основании этих моделей для конкретного участка создается экспертная модель, в которой показана благоприятность грунтов для подземного строительства, а также их поведение при вскрытии.

Данные о физико-механических свойствах грунтов получали через унификацию многочисленной информации, хранящейся в КГА по результатам изысканий начиная с 30-х гг. XX в. Затем эта информация оцифровывалась, проводилось ее уплотнение: среднее расстояние между скважинами, вскрывшими лужскую морену, составляет около 50м, что недостаточно. Производилось трехмерное моделирование разрезов, затем картирование информации.

В Комитете есть структура, занимающаяся трехмерным моделированием резервов информации — это инженерно-геологический фонд, собирающий информацию по скважинам. Проблема только в том, что на данный момент у города нет средств для полномасштабной реализации программы экспертного картирования подземного пространства.

Так же особого внимания к рассмотрению требует непосредственно технологический вопрос: влияние подземного строительства на существующую застройку, методов расчета осадки и деформаций, «щадящих» технологий подземного строительства.

Таким образом, основные факторы, сдерживающие развитие подземного строительства следующие: отсутствие нормативно-правовой базы; отсутствие инженерно-геологического зонирования территорий; отсутствие общей концепции освоения подземного пространства города; низкая квалификация рабочих.