Аннотация: делинкветные подростки имеют свои личностные особенности. В качестве таковых особенностей, мы изучаем интеллектуальные способности и сферу самооценки. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между интеллектуальными способностями и самооценкой у мальчиков и девочек, склонных к делинкветному поведению (на примере подростков из детского дома).

Ключевые слова: интеллект, самооценка, делинкветный подросток, взаимосвязь интеллекта и самооценки, гендерный аспект.

Вспышка делинквентного поведения подростков происходит при социальной нестабильности общества, обесценивании социальных норм, невозможности удовлетворения базовых потребностей социально-адаптированными способами, толерантности (терпимости) общества к дефектам социализации. Проблема делинквентного поведения подростков, является актуальной в научных работах философов, педагогов, правоведов, психологов, социологов, что говорит о комплексности причин данного явления. В последнее время рассмотрение причин девиантного поведения молодежи все чаще встречается и в исследованиях политологов, как фактора дестабилизации политической ситуации в стране.

Психологические подходы к изучению особенностей интеллектуальной сферы, самооценки, контекста делинквентного поведения рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, А.А. Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лидерса, В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, В.К. Шабельникова, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юститскиса и др.

В своём исследовании мы изучали интеллектуальные особенности и особенности самооценки у делинкветных подростков на примере подростков из детского дома. Выборка составила 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек). Нас интересовал гендерный аспект данных личностных особенностей. Исследование преследовало цель — выявить взаимосвязь уровня развития интеллектуальных способностей и самооценки у девочек и мальчиков, склонных к делинкветному поведению.

Мы использовали в своем исследовании методику незаконченных предложений Сакса-Леви на выявление отношения к различным сторонам жизни подростков, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, а также коэффициент Манна-Уитни для проверки выявленных различий между мальчиками и девочками и коэффициент корреляции Спирмена для выявления взаимосвязи между уровнем развития интеллектуальных способностей и самооценкой делинкветных подростков.

Проведенное нами исследование позволяет нам сделать вывод, что мальчики, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют положительное отношение к себе (75%), тесные взаимоотношения с друзьями (в основном друзьями являются со-воспитанники детского дома, в котором они проживают) (63%). Стремление к личной жизни так же имеет положительное значение (73%). Можно предположить, что мальчики, из-за представленных им условий проживания (воспитание в детском доме, отказ или лишение родителей от их воспитания), хотят создать, исходя из собственного негативного опыта, прочную семью и дать своим детям, любовь и заботу, которой они были лишены.

По группе девочек, воспитывающиеся в условиях детского дома, было выявлено, что они имеют положительное отношение к себе (56%), к своему будущему (61%), к друзьям (друзья, в условиях проживания типа детского дома, имеют немаловажное значение) (58%). Так же положительное значение у девочек, как и у мальчиков, имеет стремление к личной жизни (81%).

Критерий Манна-Уитни позволил проверить наличие значимых различий по выявленным критериям у мальчиков и девочек. Математический анализ данных показал, что значимые различия по выявленным критериям отсутствуют: положительное отношение к себе (U = 587 р=0,01), положительное отношение к своему будущему (U = 586 р=0,01), тесные взаимоотношения с друзьями (U = 578 р=0,01). Можно предположить, что отсутствие различий между мальчиками и девочками обусловлено условиями совместного проживания, многие ориентации закрепились в похожей степени у представителей обоих гендерных групп.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра содержит вопросы, которые были предложены испытуемым, и которые можно разделить на 9 субтестов. В свою очередь, субтесты были объединены в комплексы, представляющие группы способностей. По данным представленных комплексов, можно сделать предположение, какая из интеллектуальных сфер преобладает среди воспитанников детского дома.

Анализ данных по группе мальчиков, воспитывающихся в условиях детского дома, показал, что у них наиболее выражены конструктивные способности (62%): развита ручная умелость и мануальные способности. Математические и вербальные способности слабовыражены (8 и 9% соответственно). А вот способности теоритического и практического плана имеют средние показатели (36%). Из полученных данных, можно сделать вывод, что при наличии ручной умелости и мануальных способностей, мальчики так же имеют способность к абстракции, грамотному выражению содержания своих мыслей. У них так же развиты конкретно-практическое мышление, способность чувствовать.

Анализ результатов по группе девочек, воспитывающиеся в условиях детского дома, показал, что они в большинстве случаев, имеют средние результаты по критериям математических субтестов (63%). Данный фактор свидетельствует о том, что девочки оперируют практическим мышлением, у них имеется стремление к упорядоченности, определенный темп и ритм, а так же способность к быстрому решению формируемой проблемы. Так же, как и у мальчиков, у них выражена способность теоретического и практического плана (28%). А именно, акцент на конкретно-практическое мышление, сложившееся чувство реальности и пр. В отличие от мальчиков, девочки не имеют высокие показатели ни по одному из заданных комплексов субтестов. В большинстве случаев имеются результаты в пределах нормы. Данный фактор может свидетельствовать о том, что девочки являются более разносторонними в отношении полученных навыков.

Критерий Манна-Уитни позволил проверить наличие значимых различий по выявленным критериям у мальчиков и девочек. Математический анализ данных показал, что значимые различия отмечаются по показателям: математические и вербальные способности развиты в большей степени у девочек (U = 732 р=0,05), способность теоретического и практического плана развита в одинаковой степени у мальчиков и у девочек, явных различий по данной сфере интеллекта не выявлено (U = 586 р=0,01).

Далее мы провели корреляционный анализ и выявили взаимосвязи между компонентами интеллектуальной сферы и самооценкой делинквентных подростков. Корреляция Спирмена показала, что интеллектуальные способности взаимосвязаны с такими аспектами самоотношения как: отношение к себе (Rs = 0,49 (p≤0,05)) и отношение к будущему (Rs = 0,51 (p≤0,05)).

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволяет сделать выводы.

1. По результатам теста на интеллект Р.Амтхауэра было выявлено, что большинство испытуемых, независимо от гендерной принадлежности, имеют низкий уровень проявления всех видов интеллектуальных способностей. В основном, данные способности касаются именно практического мышления и конструктивных способностей (у мальчиков). Математические и вербальные способности слабовыражены. Причем, девочки, в основном, имеют средние показатели из заданных комплексов субтестов, что может свидетельствовать о их разносторонности и развитости.

2. В обоих гендерных группах были выявлено отрицательное отношение к своим страхам и опасениям, а также отрицательное отношение к себе у девочек. Практически одинаковые результаты получились в ходе диагностики агрессивных тенденций поведения: факторы «чувство обиды» и «подозрительность» присутствуют в обеих гендерных группах. Но, при этом, у мальчиков наблюдается в большей степени физическая агрессия, а у девочек косвенная агрессия и раздражение.

3. Полученные результаты по методикам позволили выявить взаимосвязь между интелекутальной стороной и положительным отношением к себе самому и своему будущему.

Список литературы

  1. Барцалкина В. В. Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде / В.В. Барцалкина // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М.: МГППУ, 2015. — 112с.
  2. Волков Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. — М.: Пед. О-во России, 2012. — 160с.
  3. Конюхова С.Г. Социально-психологические характеристики подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы. Региональный сборник научных трудов. — Вып. 3 [Электронный ресурс]. URL: — http://www.egpu.ru (дата обращения: 20.03.18)
  4. Кравченко А.П., Тушенкова Н.Н. Связь социально-эмоционального развития с успешной социальной адаптацией // Вестник университета (Государственный университет управления). Выпуск 11. — М., 2010. — С. 67-70.
  5. Кузубов М., Сидорова Л., Бекмамбетова С. Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: методическое пособие. — Алматы: ТОО A. Media Consulting., 2010. — 84 с
  6. Михаелян Е.Е. Проблемы девиантной социализации личности // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ.- 2012.- № 3-4 (55-56) — с. 122- 129.
  7. Овчинников, О. М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков / О. М. Овчинников. — М.: МГУКИ, 2012. — 198 с.
  8. Пилюгина Т.В. Девиантное поведение молодежных группировок как детерминанта этнопреступности // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2016. —  1-2 (57-58). с. 78- 82.
  9. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под