Развитие ценности Родины опирается на знания и представления человека о предметах и явлениях родной страны, позитивное отношение к Отчизне, личностные смыслы Родины, что в той или иной степени неоднократно становилось предметом научных психолого-педагогических исследований. Цель исследования — изучить особенности восприятия образа Родины у студентов разных направлений подготовки, посредством психосемантического подхода. Гипотеза исследования: образ Родины в представлении студентов разной направленности профессиональной подготовки различен. В исследовании приняло участие 80 студентов четвертого курса бакалавриата, обучающихся по разным специальностям: студенты факультета психологии и специального образования СГСПУ в количестве 40 человек и студенты СЮИ ФСИН в количестве 40 человек.

В основе выбора диагностических методик лежит психосемантический подход. Психосемантика искусства — форма рефлексии искусства с помощью построения семантических пространств на материале произведений искусства, позволяющая увеличить степень осознанности содержания произведения искусства (будь то литературный или поэтический текст, живописное полотно, художественный фильм или инсталляция и т.п.) [2]. В нашем исследовании используется прием поэтического текста (стихотворения о родине). Семантические пространства являются своеобразным метаязыком для анализа содержания разных форм искусства. Любой объект может быть описан на языке семантических пространств и между произведениями различных форм может быть установлено синергетическое соответствие и метафорическая аналогия [3]. Для проверки нашей гипотезы мы использовали метод семантического дифференциала, основанного на поэтических метафорах. Методика опирается на методологию психосемантики искусства, разработанную В.Ф. Петренко, и стимульный материал опросника «Личностный дифференциал» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда. Методика разрабатывалась следующим образом [5]. Нами были выбраны 100 стихотворения о Родине. С каждой характеристикой из методики личностного дифференциала было соотнесено ее метафорическое стихотворное описание. Далее применялся метод экспертной оценки. Для достоверности выбранных нами описаний мы обратились к специалистам, имеющим гуманитарное образование. Экспертная группа состояла из 5 человек: психолог, музыковед, журналист, историк, культуролог. На основе решений экспертной группы некоторые метафорические описания характеристик были изменены, прошли повторную экспертизу, и методика приобрела законченный вид. Таким образом, мы получаем результаты аналогичные критериям личностного дифференциала: сила, активность, оценка, но с точки зрения метафорического смысла и образного представления о Родине наших испытуемых.

Результаты диагностического среза по выборке студентов — юристов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты выявления особенностей представлений о Родине студентов факультета юриспруденции СЮИ ФСИН по метафорическим суждениям

Критерий Низкое значение от 0 до 3 % Среднее значение от 3 до 6 % Высокое значение от 6 до 9 %
Оценка 0 чел 0 4 чел 10 36 чел 90
Сила 0 чел 0 8чел 20 32 чел 80
Активность 21 чел 52 7 чел 18 12 чел 30

Из распределения ответов испытуемых мы видим, что критерий «оценка» имеет высокие значения у 90 % опрошенных студентов юристов. Критерий «сила» имеет высокие значения у 80% опрошенных студентов юристов. Критерий «активность» имеет высокие значения у 30% опрощенных юристов. Таким образом, критерии сила и оценка имеют преобладание по высоким значениям, в то время как критерий активность имеет в большинстве случаев низкую оценку.

Таким образом, понятие Родины у юристов находится в категории уважения, характеристика «оценка» имеет высокие показатели выраженности. Студенты уважительно относятся к Родине, принимают ее такой, какая она есть, что подтверждается высокими показателями по шкале «сила». По критерию «активность» отмечаются средние значения, что указывает на недостаточную привлекательность образа Родины в представлении студентов юристов. Данные результаты схожи с показателями по методике личностного дифференциала.

Рассмотрим результаты по данной методике по группе студентов факультета психологии и специального образования. Результаты диагностического среза по выборке испытуемых представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты выявления особенностей представлений о Родине студентов факультета психологии и специального образования СГСПУ по метафорическим суждениям

Критерий Низкое значение от 0 до 3 % Среднее значение от 3 до 6 % Высокое значение от 6 до 9 %
Оценка 3 чел 7 21 чел 52 76 чел 41
Сила 0 чел 0 8чел 20 32 чел 80
Активность 0 чел 0 79 чел 48 21 чел 52

Из распределения ответов испытуемых мы видим, что критерий «оценка» имеет высокие значения у 41 % опрошенных студентов психологов. Критерий «сила» имеет высокие значения у 80% опрошенных студентов психологов. Критерий «активность» имеет высокие значения у 52% опрощенных психологов. Таким образом, критерии сила и активность имеют преобладание по высоким значениям, в то время как критерий оценка имеет высокую, так и среднюю оценку.

Таким образом, понятие Родины у психологов находится в категории уважения, характеристика «оценка» имеет высокие показатели выраженности. Студенты уважительно относятся к Родине, принимают ее такой, какая она есть, что подтверждается высокими показателями по шкале «сила». По критерию «активность» отмечаются также высокие значения, что указывает на высокую привлекательность образа Родины в представлении студентов психологов. Результаты анализа показывают, что психологи в целом более высоко оценивают понятие Родины. Данные результаты согласуются с результатами по методике личностного дифференциала.

Проведем сравнение результатов аналогичные критериям личностного дифференциала: сила, активность, оценка, но с точки зрения метафорического смысла и образного представления о Родине наших испытуемых. Сравнительные результаты диагностического среза по двум выборкам представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 — Сравнительные результаты выявления особенностей представлений о Родине студентов по метафорическим суждениям

Сравнительный анализ особенностей представлений о Родине студентов-юристов по метафорическим суждениям отражает, что студенты юристы и психологи отличаются в своих метафорических представлния о Родине по критерию «активность», который отражает образ родины в представлнеии студентов. Т.е. психологам образ Родины кажется привлекательным, в то время как для юристов он недостаточно привлекателен. Данный факт можно обьяснить большей эмоциональной включенностью психологов в жизнь и восприятие жизни в целом.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: образ Родины различен у студентов разной направленности профессиональной подготовки (юристов и психологов).

Список литературы:

  1. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: Красноярск, 2000. — С. 19.
  2. Петренко В.Ф. Психосемантика искусства / МАКС Пресс, 2014.
  3. Петренко В. Ф., Менчук Т.И. Поэтическая метафора как средство описания личности: психосемантическое исследование // Синергетическая парадигма. М, 2002.
  4. Смирнов .Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  5. Н. П. Фетискин и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп М.: ИИП, 2009.