В современном российском обществе интенсивно происходят процессы изменения общественного сознания и общественной психологии. Изменение сознания может быть вызвано как глубинными процессами, присущими самому сознанию, так и, что наиболее очевидно, изменениями общественной жизни, в частности, влиянием глобализации и изменением образа жизни больших социальных групп и общества в целом. Если в условиях советской действительности наблюдался информационный «голод», то в условиях постсоветского пространства и формирующегося информационного общества человек оказывается в ситуации информационной перегрузки, влияющей на его психическую структуру, а также индивидуальное, групповое, общественное сознание [2].
Проблема сознания, которая широко исследуется в западной психологической науке, в отечественной психологии представлена, прежде всего, самарской психологической школой во главе с Г.В. Акоповым, который последовательно рассматривает проблематику сознания с различных теоретических платформ и предлагает оригинальный подход к изучению сознания.
В советской психологии деятельности А.Н. Леонтьевым был постулирован тезис о универсальности деятельности. Считалось, что все существует только в деятельности. В начале 21 в. в Самарской психологической школе возникла гипотеза о том, что помимо деятельности существует другой универсальный процесс: созерцание, главной функцией которого является коррекция и трансформация смыслов. Каждый из этих феноменов влияет на сознание современного человека и взаимосвязано со спецификой сознания индивидуумов. Соответственно выделяется деятельностный и созерцательный типы сознания с промежуточными вариантами [1].
В настоящее время отсутствует единство в понимании сущности и структуры сознания, недостаточно исследованы его типы и виды, их связь с различными психологическими переменными. С другой стороны, усложненность социальной жизни, ускорение социальной динамики, размывание традиционных норм и ценностей, высокая информационная перегрузка, высокая энтропия предъявляют повышенные требования к психической организации индивидуума. Возрастают требования к психологической адаптации индивидуума, который должен обладать целым рядом личностных и социально-психологических особенностей для достижения психологической адаптации в условиях постсовременного информационного общества. Отметим явную недостаточность на настоящее время в психологии исследований различных типов сознания. Также до настоящего времени не изучалась связь типов сознания с социально-психологической адаптированностью личности.
Цель исследования: изучение специфики взаимосвязи типов сознания с социально-психологической адаптированностью личности.
Гипотеза исследования:
типы сознания как индивидуально-специфические характеристики взаимосвязаны с социально-психологической адаптированностью личности.
Для нашего исследования мы использовали следующие методики:
· Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина;
· Опросник К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации»;
· Тест преобладающего типа сознания Г.В. Акопова, Т.В. Семеновой.
Экспериментальную выборку составили респонденты, стоящие на учете в Центре занятости населения г.о. Самара (ГКУСО ЦЗН). Средний возраст −30. Общее число испытуемых — 60
Результаты диагностики показали, что преобладающим типом сознания у респондентов оказался деятельностный тип сознания (71,7 %), который является абсолютно доминирующим по сравнению с другими типами. На втором месте, как и предполагалось, находится созерцательный тип сознания (16,7 %).
Рис.1
Распределение типов сознания в экспериментальной выборке. Ряд 1 — созерцательный тип сознания, ряд 2 — деятельностный тип сознания, ряд 3 — критический тип сознания, ряд 4 — неопределенный тип сознания.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Опросник К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально- психологической адаптации»
№ | Показатели социально-психологической адаптации | М среднее | Md Медиана | Σ Стандартное отклонение |
1 | Адаптивность | 123,3 | 139 | 37,63 |
2 | Дезадаптивность | 93,68 | 89,5 | 20,43 |
3 | Лживость | 19,6 | 20 | 5,72 |
4 | Принятие себя | 37,33 | 34 | 12,79 |
5 | Непринятие себя | 24,18 | 22 | 7,7 |
6 | Принятие других | 22,43 | 21 | 6,41 |
7 | Непринятие других | 21,52 | 21 | 5,92 |
8 | Эмоциональный комфорт | 22,25 | 21 | 6,37 |
9 | Эмоциональный дискомфорт | 22,83 | 21 | 6,43 |
10 | Внутренний контроль | 21,88 | 21 | 5,85 |
11 | Внешний контроль | 22,8 | 22 | 5,97 |
12 | Доминирование | 8,47 | 8 | 2,84 |
13 | Ведомость | 8,18 | 8 | 2,53 |
14 | Уход от проблем (эскапизм) | 8,17 | 8 | 2,8 |
Полученные данные говорят о нормальной социально-психологической адаптированности респондентов. Большинство показателей социально-психологической адаптивности находятся в зоне умеренных значений. У них в низкой степени выражены такие показатели социально-психологической адаптации как внутренний самоконтроль, ведомость и эскапизм.
Использование многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина также показало, что респонденты относятся к группе «нормальной адаптированности. По параметру адаптивности «моральная нормативность» по показателю медианы (Md=7) наблюдается высокий уровень выраженности признака, что свидетельствует о том, что респонденты реально оценивают свою социальную роль в группе, хорошо ориентируются и придерживаются в социальном взаимодействии общепринятых норм поведения.
Чтобы выяснить верно ли наше предположение о том, что типы сознания связаны с социально-психологической адаптированностью личности, мы использовали методы непараметрической корреляции Ч. Спирмена и Р. Кендалла.
Оказалось, что созерцательность взаимосвязана с общим уровнем социально-психологической адаптации (r=0,3822; P=0,0013) и личностным адаптационным потенциалом (r=0,2415; P=0,0316), а также с интегральными характеристиками социально-психологической адаптации: «самоприятие» (r=0,2711; P=0,0182) и «приятие других» (r=0,262; P=0,0217).
Деятельностная активность связана с параметрами социально-психологической адаптацией: «принятие других» (r=0,2415; P=0,0316), «непринятие других» (r=0,2259; P=0,0413), «эмоциональный дискомфорт» (r=0,2172; P=0,0477), «внутренний контроль (r=0,2404; P=0,0322). Наблюдается обратная связь между интегральным параметром социально-психологической адаптации «интернальность» и деятельностной активностью (r=0,2172; P=0,0477).
Результаты изучения связей типа сознания с социально-психологической адаптацией личности показывают, что существует частичная связь между типом сознания и социально-психологической адаптацией. На наш взгляд, наиболее значимым является связь социально-психологической адаптации с созерцательностью, так как в этом случае повышается социально-психологическая адаптированность в целом. Созерцательность также связана с интегративными характеристиками социально-психологической адаптивности: самопринятием и принятием других. Вместе с тем, повышение деятельной активности взаимосвязано с разными по валентности характеристиками социально-психологической адаптации: как положительными (внутренний контроль, принятие других, интернальность), так и с ее отрицательными характеристиками (неприятие других, эмоциональный дискомфорт). Возможно, это, в какой-то степени, обусловлено тем, что любая деятельность предполагает психическое напряжение, в том числе любое социальное взаимодействие, установление новых контактов.
Проведя наше исследование, мы можем сделать следующие выводы:
1) Доминирующим оказался деятельностный тип сознания (71,7 %), а второе место занимает созерцательный тип сознания (16,7 %). Респонденты обладают развитой социально-психологической адаптивностью. У них в низкой степени выражены внутренний самоконтроль, ведомость и эскапизм, в высокой степени выражена моральная нормативность.
2) Корреляционный анализ выявил взаимосвязь созерцательности с общим уровнем социально-психологической адаптации и адаптивным потенциалом личности, а также с самоприятием и принятием других; деятельностная активность связана с рядом разноплановых по валентности и направленности параметров социально-психологической адаптации: принятием-непринятием других, эмоциональным дискомфортом, внутренним контролем, интернальностью.
3) Следовательно, гипотеза исследования: типы сознания как индивидуально-специфическая характеристика взаимосвязаны с социально-психологической адаптированностью личности, подтвердилась частично.
В перспективе, на наш взгляд, возможно дальнейшее изучение более углубленного порядка, включающего методы многомерной статистики, в частности, дисперсионный анализ для определения наличия и специфики влияния типа сознания на эффективность социально-психологической адаптации. Вместе с тем, по нашему мнению, перспективным направлением дальнейших исследований станет изучение взаимосвязей типов сознания с социально-психологическими характеристиками: ценностными и смысложизненными ориентациями, смыслом жизни, межличностными отношениями, социальными установками и др.
Список литературы
- Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания [Текст] / А.Ю. Агафонов. — СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
- Акопов, Г.В. Проблема сознания в российской психологии [Текст] / Г.В. Акопов. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 232 с.
- Белкин, А.И. Роль регуляционно-управленческого сознания в психологическом измерении социального пространства [Текст] / А.И. Белкин // Известия Саратовского госуниверситета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. Вып.1. С.
78-84. - Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 267 с
- Семенова, Т.В. Сознание: от концепций к социально-психологической эмпирике [Текст] / Т.В. Семенова. — Самара: Порто-принт, 2017. — 286 с