Волевая регуляция проявляется, как способность человека согласовывать разнообразные характеристики своей личности с точки зрения регуляции его активности, направленной на достижение необходимых для личностей целей. Волевые качества, это так же механизм волевой регуляции. Они определяя характер действия, его стиль (упорство, решительность, настойчивость ,целеустремленность и т.д.) ,непосредственно создают условия или наоборот, мешают в достижении стабильности деятельности . [Плахотникова И.В. 2]

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. [Шульга Т.И. 4]

Интеллектуальное развитие ребенка непосредственно связано с совершенствованием волевой регуляции, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. [Выготский Л.С. 1]

«С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля. Недовольство поведением своих детей со стороны воспитателей и родителей бывает вызвано тем, что «ребенок не научился контролировать свои эмоции (злобу, обиду, страх) или не способен испытывать те эмоции, которые от него ожидают (стыд, гордость, сочувствие)» [Рейковский Я. 3].

Развитие воли у детей начинается с приобретения ребёнком способности управлять своими движениями. Для того чтобы совершать какие-нибудь волевые действия, ребёнок должен прежде всего овладеть своим телом, органами его, — он должен научиться произвольным движениям. У ребёнка имеются сначала лишь импульсивные, рефлекторные и инстинктивные движения. Он учится произвольным движениям, замечая результаты, к которым непроизвольно приводят его импульсивные и рефлекторные движения. Яркий, привлекательный для ребёнка предмет может вызвать у него непроизвольное движение ручонки; случайно прикоснувшись к предмету, он завладеет им. После того как аналогичные случаи повторятся несколько раз, соответствующие движения благодаря кинестетическим ощущениям выделятся, и постепенно закрепится связь их с тем эффектом, к которому они приводили. В результате непроизвольное движение преобразуется в произвольное. На основе небольшого числа сначала приобретённых простых произвольных движений у ребёнка начинают вырабатываться всё более сложные произвольные движения.

Так, Прейер подметил, как ребёнок 4 месяцев надувал губы, когда их надувал его отец, а Дарвин наблюдал у своего четырёхмесячного сына подражание звукам. Подражание начинает играть значительную роль в поведении ребёнка со второй половины первого года. Сначала подражание имеет несознательный и собственно непроизвольный характер. Характер его изменяется и роль его увеличивается позже, по мере того как у ребёнка расширяется мышечный опыт собственных движений и способность следить за чужими движениями. Вслед за подражанием всё большую роль начинают играть другие формы собственно обучения, связанного со словесными указаниями.

Лишь в результате собственного опыта ребёнка, подражания и обучения, неразрывно сплетающихся друг с другом, происходит овладение более тонкими и сложными движениями, их дифференциация и координация.

Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребёнка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели.

Таким образом, мы видим, что развитие волевой сферы в дошкольном возрасте вносит особенную ценность в развитии таких черт характера, как целеустремленность, решительность, упорство, которые в свою очередь характеризуют человека , как самостоятельного, ответственного, смелого.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. / Проблема воли и ее развития в детском возрасте Собр.сочин.: В 6 т.-т.3 М. 1983 465с.
  2. Плахотникова И.В. / Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» № 3 / 2012г. 22с.
  3. Рейковский Я./ Экспериментальная психология эмоций / букинист. издание 1979г. 392с.
  4. Шульга Т.И./ Психологические основы формирования воли / Пятигорск: Пятигорский ГПИ иностранных языков, 1993г., 12