Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения(самообразования). Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств.
Средства обучения — обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
Актуальным для каждого педагога является вопрос: «При помощи чего учить?»
Он выводит на одну из важнейших категорий педагогики — категорию средств обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.
Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей, избавляя от рутинной работы. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
Средства обучения стали не только источником учебной информации, но и инструментом управления познавательной деятельностью школьников. Средства обучения должны содействовать усвоению основ наук, развитию мышления, формированию мировоззрения, воспитанию учащихся в духе нравственности.Изучением понятия и характеристики средств обучения занимались выдающиеся ученые, такие как:
1)Смирнов С. А. — рассматривает средства обучения как разнообразнейший материал и орудие учебного процесса;
2) Коджаспирова Г.М — уделяет много внимания на технические средства обучения и методику их использования;
3) Пидкасистый П.И. — рассматривает средства обучения как объект материальный или идеальный;
4)Соколова Т.Е. — уделяет внимание на средства обучения, которые помогают детям развивать познавательный интерес;
5)Молокова А.В. — рассматривает средство обучения — компьютер. Отсюда выходит, что наша тема актуальна. Поэтому проблема нашего исследования будет звучать так: «Каковы педагогические условия использования современных средств обучения для активизации учащихся».
Средство обучения -обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно- предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Термину «Средство обучения» соответствуют эквиваленты:
«учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия»,
"дидактические средства«.Средство обучения- это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса , да и в учебном процессе он может участвовать как предмет усвоения, средство обучения либо в какой-то другой функции. Средства воспитания —различные виды деятельности, предметы культуры, включенные в деятельность. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения.Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.
Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства — инструменты обучения. Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработанных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств- ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий — компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео ; средства медиобразования , учебное оборудование на базе электронной техники и др. Можно выделить две большие группы средств обучения : средство-источник информации и средство —инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные .К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники , тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабороторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующее координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры , методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований. Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.
Классификация средств обучения.
Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень- урок. Опираясь на предложенную тему и объём материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объём которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений. Второй уровень- учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объёма часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного материала.
Третий уровень- весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объём часов, выделенных на каждый из них.
К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого- либо учебного предмета. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения. На уровне всего процесса обучения
Каждый элемент системы представляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.
Список литературы
- Новые педагогические и информационные тенологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат.-М.:Издательский центр "Академия«,2000.-272с.
- Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Высшее образование, 2008.-430с.
- Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. Пед. Учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.
- Педагогика:педагогические теории,системы,технологии: Учеб.для студ.высш. и сред. Пед.учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.-4-е изд., испр.- М.: Издательский центр "Академия",2000.-512 с.
- Педагогика: учеб. /Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.-432 с.