Аннотация: статья посвящена реформы в системы дошкольного образования Республики Узбекистан, о правовых основах дошкольного образования: проблемы и решении.

Ключевые слова: дошкольная образования, система, правовая основа

The system of preschool education is the guarantee of the future

Annotation: the article is devoted to the reforms in the system of preschool education of the Republic of Uzbekistan, the legal bases of preschool education: problems and solutions.

Keywords: preschool education, system, reform, legal framework

По мнению специалистов, 70% всей информации и знаний, приобретенных в течение всей жизни, человек получает до пятилетнего возраста.

В связи с этим в Республике уделяется особое внимание для развития системе дошкольного образования. От учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях во многом зависит то, как будут наши дети учиться в школе, смогут ли достигать высоких горизонтов. Дошкольное образование в Узбекистане — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет.

Учреждением для воспитания детей может служить государственный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание. Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

• Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило, связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа). Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

Дошкольный образовательный учреждения (ДОУ) — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации. Дошкольное образование играет важную роль в формировании хорошо развитого человека, поскольку знания и ценности, которые были внедрены в дошкольный возраст, определяют всю его будущую жизнь. Исходя из этого, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие и эффективное функционирование дошкольного образования в Республике Узбекистан, и были приняты комплексные меры.

В настоящее время в республике Узбекистан функционирует 4 893 государственных дошкольных образовательных учреждения, и в 2016 году из государственного бюджета выделялся только 1,6 трлн. Более 57 тысяч специалистов вносят значительный вклад в воспитание здорового и разнообразного подрастающего поколения. В то же время некоторые системные недостатки препятствуют полному осуществлению государственной политики в дошкольном образовании. Исследования показали, что существующая система управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять существующие проблемы, а также разрабатывать и внедрять инновационные решения для дальнейшего развития этой области. Нынешнее состояние инфраструктуры и материально-технической базы дошкольных учреждений не позволяет полностью охватить детей дошкольным образованием. Низкий уровень финансовых стимулов для сотрудников дошкольного образования не обеспечивает квалифицированного персонала, способного решать вопросы профессионального развития и воспитания детей. В дошкольных учебных заведениях имеются серьезные недостатки в обеспечении продовольствием, финансовой поддержкой и медицинским обслуживанием детей.

В этой связи указе главы государства «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования», критический оценено работы Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерство занятости и труда и местные органы власти в области дошкольного образования оказались неадекватными.

Надо отметить что, исходя из этого Указа Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, было образовано Министерство дошкольного образования Республики Узбекистана, нет которого аналога в мире. Резолюция предусматривает реализацию комплексного комплекса мер:

· реализация единой государственной политики, направленной на развитие системы дошкольного образования, всестороннее развитие дошкольного образования, повышение интеллектуального потенциала и обогащение духовно-нравственного мира;

· разработка предложений по совершенствованию законодательных актов, направленных на реализацию Закона Республики Узбекистан «Об образовании» в сфере дошкольного образования и контроль за их соблюдением;

· координация и методическое руководство за деятельностью дошкольных образовательных учреждений согласно государственным требованиям дошкольного образования;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных передовых форм обучения, новых педагогических и информационных технологий, эффективных методов обучения и воспитания;
воспитание в дошкольных образовательных учреждениях детей в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, гуманизма, внедрение в их сознание и души идей независимости, национального самосознания;

В частности, с 1 января 2018 года начался создаваться новые дошкольные образовательные учреждения на условиях государственно-частного партнерства в городах Ташкент, Нукус и областных центрах республики.

Механизм государственно-частного партнерства, инициированный главой государства, предусматривает выделение земельных участков и нежилых помещений для инвесторов на 50-летний срок для создания современных и дошкольных образовательных учреждений. Предполагается, что инвесторы будут нести ответственность за организацию дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями состояния образования, санитарно-гигиенических и других норм, поддерживать направление деятельности на протяжении всего периода взаимодействия и обеспечивать доступность и доступность услуг дошкольного образования. Инвесторам предлагается широкий спектр налоговых льгот и преференций, а также льготные кредиты.

Кроме того, государственным дошкольным образовательным учреждениям в Ташкенте было разрешено проводить прямые контракты на поставку продуктов питания и готовых продуктов питания, отвечающих требованиям субъектов предпринимательства. Исходя из результатов этих экспериментов, предполагается рассмотреть вопрос о механизмах государственно-частного партнерства и договоренностях об организации питания в дошкольных учреждениях в других регионах страны. Также была утверждена «Дорожная карта» для дальнейшего совершенствования дошкольного образования в Республике Узбекистан, направленная на решение неотложных проблем в этой области.

Была создана Комиссия по разработке предложений для критического изучения и дальнейшего совершенствования дошкольного образования. Комиссия также анализирует системные проблемы дошкольного образования с точки зрения выявления пробелов, коррупции и других нарушений закона, а также систематического выявления и комплексного изучения предотвращения эффективного осуществления государственной политики в дошкольном образовании. В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Особое внимание уделяется созданию необходимой инфраструктуры и развитию частного сектора дошкольного образования. В то же время организация качественного дошкольного образования будет пересмотрена с учетом государственных потребностей, в том числе лучших международных практик в области надлежащего развития дошкольников. Он также отражает национальные культурные и исторические ценности, а также подготовка и внедрение учебных и методических, дидактических материалов, которые представляют интерес для чтения книг с детства, также будут согласованы с современными требованиями. Резолюция предусматривает реализацию организационных мер, в том числе упрощение приема детей в дошкольные образовательные учреждения путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность компетентных государственных органов.

В целях расширения системы неформального дошкольного образования Комиссии было поручено введение упрощенной процедуры лицензирования для негосударственных дошкольных учреждений и подготовка предложений по совершенствованию организационно-правовых форм путем изучения существующих практик и лучшая международная практика. На основе результатов исследования будет разработан комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области дошкольного образования.

Реализация Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» позволит повысить дошкольное образование на качественно новый уровень в стране, радикально улучшить инфраструктуру и материально-техническое оснащение дошкольных учреждений.

Список литературы

  1. Мирзиёев Ш.М. Танқидий таҳлил, қатъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик ҳар бир раҳбар фаолиятининг кундалик қоидаси бўлиши керак. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2016 йил якунлари ва 2017 йил истиқболларига бағишланган мажлисидаги нутқ // Халқ сўзи. 2017 йил 16 январь, № 11.
  2. Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб ҳалқимиз билан бирга қурамиз. —Т.: Ўзбекистон, 2017.
  3. Ш.М.Мирзиёевнинг 2017 йил 7 февралдаги «Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида» ги Фармони. Lex.uz
  4. Ш.М.Мирзиёев. «Қонун устуворлиги ва инсон манфаатларини таъминлаш — юрт тараққиёти ва халқ фаровонлиги гарови» мавзусидаги Ўзбекистон Республикаси Конституцияси қабул қилинганининг 24 йиллигига бағишланган тантанали маросимдаги маърузаси. — Т.: «Ўзбекистон». 2017. — 48 б.
  5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года № УП-5198. Lex.uz
  6. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года № 464-I «Об образовании».