Русский язык и математика традиционно считаются трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если обучающийся допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим студентам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный студент всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, преподаватель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если студент обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается — это становится только его проблемой.

Работая в системе профессионального образования, мы давно обратили внимание на необходимость перестроить процесс обучения в связи с тем, что современные студенты плохо воспринимают материал, преподнесённый в традиционной форме (даже с использованием разнообразных приёмов). Поэтому мы решили обратиться к личностно-ориентированным технологиям обучения: сначала обратились к блочно-модульной технологии и разноуровневому обучению, а в последнее время активно работаем над внедрением в свою педагогическую практику технологии обучения в сотрудничестве.

Работу по внедрению технологии обучения в сотрудничестве в свою практику мы начали с ознакомления с идеями указанной технологии, определения принципиального отличия обучения в сотрудничестве от традиционного подхода.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Профессиональные умения преподавателя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений обучающихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от преподавателя более высокой степени мастерства[1 с.158].

В своем опыте работы мы ориентируемся на создание доброжелательной обстановки при совместной работе преподавателя и студента, на развитие творческих качеств личности. Такое личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой студент должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый студент затрачивает максимум усилий — каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А преподаватель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта [3, с.35].

Роль преподавателя — помочь студентам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

В своей работе мы применяем элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений — результаты работ студентов.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между преподавателем и студентом атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности обучающихся, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятиях. Он может больше внимания уделять отдельным студентам или группе, но вместе с тем, в нужный момент дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д. .[3, с.42]

При организации обучения в сотрудничестве в малых группах акцент делается на самостоятельную деятельность. Студенты работают в группах от 4 до 6 человек разного уровня обученности. Студенты выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всей группой. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных студентов. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всей группой. Зачастую этот вариант работы мы используем в проектной технологии. Таким образом, студенты соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами [2, с.92].

Исходя из опыта, заметим, что полезно будет не форсировать события при переходе к обучению в сотрудничестве, а уделить большое внимание подготовительному этапу. Организацию обучения в малых группах нужно начинать с планировки аудиторий. Размещение ра6очих мест подростков должно быть таким, чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности, для этого они должны видеть лица друг друга. Поэтому нужно поставить парты в зависимости от того, как предполагается работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках).

Для продуктивной работы в группе каждый студент должен четко знать и придерживаться общеизвестных правил работы в группе, соблюдать культуру общения.

Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка математики.

В своей практике мы активно используем отдельные формы и приемы работы в группах и парах. Состав групп может меняться от урока к уроку, но чаще используем работу в группах с постоянным составом (студенты работают друг с другом слаженно, заинтересованно и, главное, эффективно).

Целесообразно начинать урок русского языка с проверки домашнего задания. Студенты обмениваются рабочими тетрадями, проверяют правильность выполнения задания. Карандашом они исправляют ошибки, делают пометки на полях. Хозяин тетради имеет возможность поработать над ошибками до того, как их исправит преподаватель.

На уроках закрепления пройденного материала в каждой группе учащимся предлагаются индивидуальные задания в соответствии с их способностями. Тексты и объем у всех разные, а задания похожие, например: расставить знаки препинания, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Задания можно давать, опираясь на задания учебника. Неотъемлемое условие такой работы — выполнение самостоятельное. А затем все студенты с одинаковым заданием из разных групп собираются за одним столом, проверяют правильность выполнения задания и выставляют отметки товарищам.

Часто метод обучения в сотрудничестве используется и для ознакомления с новым материалом на уроках русского языка, то есть, студентам предоставляется возможность самостоятельно разобраться в теме, ребята приучаются к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе с учебником, к умению сотрудничать друг с другом.

При обучении математике работа в малых группах используется на уроках разных видов.

Например, на уроках объяснения нового материала для активизации имеющихся знаний каждая группа получает свое задание. После обсуждения внутри группы полученные решения представляются группой всему классу. Важно, что при этом одинаковую оценку за работу получают все студенты этой группы.

При отработке изученного материала очень помогает прием «консультант в группе». В каждую группу, которой выдается своё задание, назначается консультант. Обычно, это студент, хорошо успевающий по данному предмету. Консультант разбирает предложенные задания со всеми студентами группы, работая практически индивидуально с каждым студентом. Это позволяет студенту исправить имеющиеся пробелы знаний в комфортной обстановке. Если у консультанта возникнут трудности, то он всегда может обратиться за помощью к преподавателю. Для представления решения заданий из группы преподавателем назначается студент. И вся группа, в том числе и консультант, получают одинаковые оценки. Надо отметить, что студентам нравится такой вид работы, они очень стараются и обычно оценки, которые они получают — это «хорошо» и «отлично».

Хорошо зарекомендовала себя групповая форма учебной деятельности в организации внеаудиторной самостоятельной работе. При изучении всех разделов математики особое внимание уделяется применению полученных знаний в профессиональной деятельности. Поэтому каждая группа студентов получает для проектно-исследовательской работы свое задание по определенному разделу дисциплины. Далее ребята работают с источниками, готовят презентации, доклады и формируют кейсы профессиональной направленности, используя математические понятия из заданного раздела. В дальнейшем полученные материалы мы используем либо в проектной деятельности студентов, расширяя и углубляя тему исследования. Либо для организации учебного занятия в виде деловой игры. Такие уроки тоже очень удобно проводить, используя групповую форму работы.

Очень важно, что работая в группах, ребята попадают в ситуацию успеха, уверенности в своих силах. Кроме того, они могут задать вопросы по изученному материалу своим одноклассникам, не испытывая обычной в случае обращения к учителю скованности.

Как и любая педагогическая технология, работа в группах не является панацеей от неудач в обучении студентов. Однако разумное и грамотное применение преподавателем данной технологии не только приводит к повышению результата обучения, но и повышает мотивацию к обучению, порождает состояние уверенности и успеха у студента.

Библиографический список

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. —М.,1989.
  2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка. «Иностранные языки в школе», 2000, № 1.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.