Приоритетным направлением государственной политики в области модернизации профессионального образования Российской Федерации являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. Внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения основанных на модульно- компетентностном подходе и ориентированных на результат обучения, является одним из решений вопроса подготовки высококвалифицированных специалистов.

Показатель качества профессионального образования, определяется ФГОС СПО, как компетентность, и предполагает главным образом оценку готовности и способности выпускников к реализации знаний, умений, полученного практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.

Практика профессионального становления выпускников убедительно свидетельствует, о достаточности их уровня знаний и умений, и не вызывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными компетенциями, но в массе их практическая подготовленность, профессиональная воспитанность, развитость, ответственность нуждаются в повышении. На решение этих вопросов и направлена модернизация профессионального образования, которая предполагает ориентацию на комплексное развитие личности обучающихся, формирование новых жизненных установок, благоприятствующих успешной социализации выпускников в обществе.

Происходящие изменения в образовательной сфере требуют постоянного развития и совершенствования научно-методического и информационного обеспечения ее деятельности c целью создания адаптированной системы профессиональной подготовки кадров, позволяющей оперативно удовлетворять запросы рынка труда.

Согласно ФГОС СПО обязательным разделом программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС), обеспечивающим практико-ориентированную подготовку обучающихся и завершающим освоение основного вида профессиональной деятельности является производственная практика. В связи с этим организация производственной практики требует персонифицированного, максимально продуктивного подхода, а контроль результатов максимальной объективности и информационной открытости.

В традиционной системе контроля производственной практики обучающихся по ППКРС, определяющей является оценка руководителя практики от предприятия. Такая оценка во многом зависит от субъективного мнения лиц, принимающих решение об уровне профессиональных качеств, сформированных у обучающихся и зачастую несет формальный характер. При этом качественное изменение личности обучающегося, его психологические и мотивационные установки, готовность к решению профессиональных задач не учитываются, соответственно цели модернизации профессионального образования не могут быть достигнуты.

Это является основной проблемой сложившейся системы оценивания и входит в противоречие с требованиями современных образовательных стандартов к контролю качества подготовки выпускников и в частности к оценке результатов производственной практики.

Анализ условий организации и проведения производственной практики позволил обозначить следующие условия возникновения проблемы:

• Любая трудовая (профессиональная) деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени, практически невозможно.

• Производственная практика — это форма адаптации обучающихся к профессиональной деятельности, в период которой, в силу индивидуальных особенностей, практиканты не всегда способны показать реальный уровень профессиональной компетентности.

• Разные формы собственности предприятий — баз практики, направления и специфика их деятельности, не всегда позволяют создать условия для проявления, раскрытия обучающимися готовности применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте.

• Руководители практики от предприятия не обладают педагогической компетентностью, зачастую не заинтересованы в трансляции собственного профессионального опыта, равнодушны к успехам и неудачам обучающихся проходящих производственную практику.

• Отсутствие ясных и четких указаний, рекомендаций по организации учебно-производственной деятельности, контролю результатов производственной практики для руководителей практики от предприятий и критериев оценки трудовой деятельности.

• Этически неправильное, выведение усредненной оценки по итогам производственной практики с использованием округления «в пользу обучающегося».

Сложившаяся система организации и контроля производственной практики не ориентирована на различающиеся условия прохождения практики и индивидуальные адаптационные особенности обучающихся.

Каждый обучающийся индивидуален, его особенности, характеризующие уровень интеллектуального и психологического развития, определяют потребности в самооценке, саморазвитии, самореализации и требуют индивидуального подхода. Именно в этом возрасте субъективность, несправедливость и неясность провоцирует пассивность, тормозит и искажает дальнейшее развитие индивида.

Таким образом, возникает необходимость изменения методов организации и контроля качества подготовки обучающихся, разработки интегрированной модели основанной на корпоративных отношениях между образовательными, социальными институтами города и представителями обучающихся, что обеспечит эффективную реализацию программ производственных практик, путём включения студентов в профессиональное сообщество на всех этапах обучения. Учебно-методическое обеспечение и развитие нового подхода к оцениванию, должны способствовать гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя обучающемуся более четко осознать свои достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю — направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования [Текст].
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
  3. Кондрачук Н. Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08.-Оренбург, 2008.
  4. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки и производительного труда, молодежи.- Саратов: Изд.Сарат.унта, 1985.- 144 с.
  5. Мошкова H.H., Налов O.A. Психология производственного обучения: Метод.пособие.- М.: Высшая школа, 1990.- 207 с.
  6. Пантелеймонов В.М., Рыжков А.Е. Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов: Учебно-методическое пособие для вузов.- М.: Высшая школа,, 1987.- 144 с.