Аннотация.

Систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности младших школьников в процессе освоения учебного материала, принято считать активными методами обучения — АМО. Они делятся на методы: начала урока; выяснения целей, ожиданий, опасений; презентации учебного материала, организации самостоятельной работы; релаксации; подведения итогов.Наряду с привычным традиционным рассказом, эмоциональным представлением нового материала чаще всего использую активные методы: «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн», «Пометки на полях» или «Инсерт». Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи на разных этапах современного урока. Цели: сориентировать учащихся в новой теме, повысить мотивацию к обучению, представить им основные направления движения для самостоятельной работы с новым материалом в группах, в паре, индивидуально.

В данной разработке представлен опыт работы на этапе презентации учебного материала, который требует от педагога проявления творчества и фантазии. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новый материал.

Пример использования АМО «Инфо-угадайка» (или «Белые пятна»)

Урок окружающего мира (4 класс, УМК «Школа России», раздел «Земля и человечество»)

Урок 1 «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо — Великая книга Природы». В связи с уплотнением программного материала, объединяем три схожих темы.

Оборудование: листы-заготовки для учеников, маркеры разного цвета, лист ватмана, учебник А.Плешакова, словари, атлас-определитель, сеть Интернет.

Цель урока: наглядно и образно представить новый материал трёх тем раздела «Земля и человечество» в виде структуры, оживить внимание детей, включить в активную деятельность, повысить мотивацию и самостоятельному поиску дополнительной информации.

Раздаются листы-заготовки с секторами. Количество секторов зависит от количества вопросов методического сценария учителя. В моём случае — их пять. Основные ответы на вопросы по темам урока вписываются в колонки (сектора), маркерами разного цвета.

Актуализация.

Начинается урок с просмотра фрагмента фильма (онлайн-Кинотеатр «Вселенная», 1 серия)

http://onlainfilm.ucoz.ua/load/vselennaja_smotret_onlajn/12-1-0-419

-О чём пойдет речь на уроке? Записываем тему «Мир глазами астронома».

Работа с 1 сектором «Понятия»

— Кто такой астроном? Что такое астрономия?

Ученики добавляют информацию из словарей Д.Н. Ушакова [4,с.23],Алабугиной Ю.В. [1,с. 19], из Википедии.

-Чтобы рассмотреть небесные тела, что нужно астроному? (телескоп). Галилео Галилей, итальянский учёный, впервые стал использовать телескоп.

Домашнее задание для желающих: подготовить сообщение об этом учёном.

Работа со 2 сектором «Вселенная»

— Мы продолжаем глазами астронома всматриваться в космическое пространство. Что же там находится? Почему называется Солнечная система? Солнечная система входит во Вселенную (запись поочередно во 2-3 сектора: солнце, планеты, тела, звезды, пульсары, черные дыры, туманности, галактики, метеориты, астероиды, квазары, кометы, спутники, небесная сфера). Понятие «Вселенная» находим в словаре Д.Н. Ушакова [4,с.74]. Кто заинтересовался темой, советую посмотреть фильмы серии «Вселенная».

Работа с 3 сектором «Солнце»

-Загадка: «Что выше леса краше света без огня горит?» Учёные предполагают, что Солнце сформировалось примерно 4,59 млрд лет назад. Солнце — магнитоактивная звезда, поэтому влияет на состояние людей. Солнце-планета или звезда? (звезда, не путать). Что такое Солнце? (огромный шар, диаметр в 109 раз больше диаметра З., масса в 330 раз больше массы З., температура на поверхности 6000 гр, в центре-до 2-х млн.) [2, с.6-7]

Правила «Безопасности в солнечный день» [2, с.7]

-В старину люди поклонялись Богу Солнца-Ра.

-Что такое Солнечное затмение? (приготовьте сообщение).

Работа с 4 сектором «Планеты»

-Кто же главные «жители» в Солнечной системе?(планеты). Какие вы знаете? Планеты «земной» группы — Меркурий, Венера, Земля, Марс; планеты-гиганты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Послушайте считалку «По порядку все планеты» . [5,с.6]

Плутон раньше входил в категорию «планет», но в 2006 году по голосованию Международного астрономического союза его исключили, так как таких планет-карликов очень много, ему присвоили номер 134340. Сатурн — самая интересная планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Луна —спутник Земли, на поверхности много кратеров и гор. Для её изучения —луноход. У многих планет есть спутник и не один. Планеты все разные, но что их объединяет? (движение по орбите вокруг Солнца)

-Отчего происходит смена дня и ночи, времен года? (уже знают). Конечно, главное внимание к планете Земля. Почему? (Земля-наш космический дом)

Работа с 5 сектором «Звёздное небо-книга природы»

-С чем можно сравнить звёздное небо? (с книгой Природы, это сокровища Вселенной). Для удобства Звездное небо разделили на участки —созвездия. В этой «книге природы» — 88 созвездий. Из России видно только 54! О многих вы и не слышали: Лисичка, Дельфин, Жираф, Треугольник, Циркуль. Созвездие Большая Медведица (у разных народов называлось Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш, телега, лось). Малая Медведица находится на северном полюсе звездного мира, знаменита тем, что в неё входит Полярная звезда, которая строго указывает на север. Это не имя звезды, а её роль (альфа, Киносура). Со звёздами связаны мифы и легенды. Одна из них о Большой Медведице в Атласе — определителе [3, с.209]

Домашнее задание: подготовить сообщения «Мой знак Зодиака», «Легенды и мифы о Созвездиях».

Итог

-Зачем нужно всё это знать и узнавать? (лучше ориентироваться, жить с природой в мире). Что понравилось, что запомнилось, о чём ещё хотелось узнать?

В конце урока получается заполненная таблица — яркий плакат на доске, у каждого ученика листы-опоры для повторения полученных знаний.

Вывод.

В ходе урока наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» постепенно заполняются. Этот метод изложения материала помогает детям следить за объяснением и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Работы детей в конце урока помещаются на доску, затем они забирают с собой, чтобы дома вспомнить материал, подготовить сообщения по заинтересовавшей теме.

На итоговом уроке по разделу, все накопившиеся работы ученики помещаются в папки-портфолио. Большой «учительский» лист с «Инфо-угадайкой» размещён на видном месте, чтобы при закреплении к нему обратиться.

Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять их или нет, это уже дело учителя и его творчества. Любой метод обучения активным делает тот, кто его применяет!

Литература.

  1. Алабугина Ю.В. Новый толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2016.-416с.
  2. Плешаков А.А, Крючкова Е.А.Учебник. 4 класс в двух частях.Часть первая. М.: Просвещение, 2013.-224с.
  3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От неба до земли». Пособие для учащихся. М.:Просвещение, 2012. —222с.
  4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.:"Аделант", 2017.-800с.
  5. Хайт А И. По порядку все планеты.https://knigopoisk.org/authors/arkadiy_khayt