Известно, что профессиональная компетентность специалиста основывается на овладении им соответствующей базой знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения своих функциональных и должностных обязанностей. Вместе с тем, современному специалисту для конкурентоспособности и востребованности его на рынке труда необходимо владеть определенной суммой профессиональных и культурных ценностей и парадигм, имеющихся на данный момент времени не только в его профессиональной области, а и в культуре, искусстве, науке в целом.
Данное условие определяет и требуемый уровень IT-компетентности такого специалиста для осознания им необходимости информации, определения средств, технологий и направлений её поиска, оценки эффективности и надёжности, а также методов её использования.[1]
Для решения отмеченных задач в современном информационном обществе специалист-профессионал просто не сможет обойтись без технологий применения необходимых электронно-коммуникативных средств оперативного поиска, хранения и трансляции информации, влияющих на его профессиональную компетентность. Знание этих средств, умения и навыки их применения необходимы специалисту также как и сама информация для того, чтобы поддерживать свой профессиональный рейтинг на должном уровне. Следовательно, IT-компетентность конкретного специалиста выходит на один из первых планов при определении уровня общей профессиональной компетентности и является особо ценностным ориентиром процесса его подготовки в вузе.
Условия обучения в виртуальной образовательной среде благоприятствуют активному и динамичному, умственному и эмоциональному участию обучаемого в педагогическом процессе, задействуя насколько возможно все чувства, провоцируя реакции, опрашивая, спрашивая, предлагая выбор, заставляя анализировать, обобщать, отмечать, наблюдать и т.д., генерируя активное участие в обучении посредством осуществления разнообразной и хорошо отобранной деятельностью. Данный
Гибкость. Обучаемый имеет возможность:
— заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой — поздно ночью;
— заниматься в своем собственном темпе и ритме;
— корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную дидактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранённым материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже время использовать виртуальные встречи с обучающим;
— сконцентрироваться на определённых разделах, уделять каждому разделу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получает возможность сэкономить время, занимаясь быстрее;
— взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной образовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.
Модульность. Обучаемый имеет возможность:
— из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опыта, уровня квалификации, квалификационных потребностей учителей.[2]
Экономическая эффективность.
— снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.
Новая роль преподавателя. Новые функции:
— подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды;
— проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;
— обучение в среде будущей профессиональной деятельности — обучение в среде обучения;
— отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;
— проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной работе обучающихся;
— участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах web-квестах;
— подведение итогов дискуссий, ответы на возникающие вопросы;
— общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype и т.д.;
— анализ результатов выполнения заданий;
— профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения и др.
Литература:
- Семышев М. В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Воронежского института МВД. 2012. № 4.— С.
180–185. - Сляднева, Н.А. Современный человек в виртуальном мире: проблема информационно-аналитической культуры личности [Электронный ресурс] / Н.А. Сляднева // Евразийский вестник.— 2003.— № 22 // http://e-journal.ru//kultura-st1-22.html.