Проблема формирования ценностных ориентаций разбиралась и описывалась в разных науках.

В социальной психологи понятие ценности включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта [1, с.389]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «ценность — значимость для человека чего-то в мире» [2, с.365], и лишь признаваемая
ценность может выполнять функцию ориентира поведения — важнейшую
ценностную функцию.

В целом, ценности в социальной психологии рассматриваются как часть, входящая в структуру направленности личности, обуславливающие её поведение и принципы жизни.

На процесс формирования ценностей у молодежи оказывает огромное влияние ряд факторов, таких как: семья, круг общения (друзья), учебное заведение, церковь, искусство, социокультурная среда.

Кинематограф как один из самых популярных видов искусства, а так же позволяющий на миг оказаться в «другом мире», поставить себя на место главного героя, пережить те эмоции играет огромную роль в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. Кино является не только самым молодым видом искусства, но и самым «молодежным». Молодежь в возрасте до 30 лет является основной публикой в кинозалах, а так же потребителями видео-ресурсов.

Через кинематограф распространяются стереотипы поведения и мировоззрение. Возможности киноискусства, как в позитивном, так и в негативном плане безграничны из-за многообразия кинофильмов. Своим воздействием на молодежь, они могут стимулировать нравственные формы поведения, либо, наоборот, прививать как норму — отклоняющееся поведение, не одобряемое обществом.

Исследований вопроса формирования ценностей молодежи посредством киноискусства в отечественной науке не значительно. Особо в этом плане выделяется работы Е.Ю.Жмыровой, В.А.Монастырского, С.Н. Пензина которые дают теоретическое обоснование возможностей киноискусства как средства формирования ценностных ориентаций, а также путей и условий реализации этих возможностей в деятельности молодежного дискуссионного киноклуба.

Разносторонность воздействия киноискусства на зрителя обусловлена его разнообразными функциями. Полифункциональность киноискусства применительно к задачам использования его специфики в качестве средства формирования ценностей у молодежи, проявляется в реализации следующих функций: познавательной, коммуникативной, развивающей, воспитательной.

Познавательная функция кино позволяет обогатить образовательно-культурную сферу человека. Разрушить стереотипы, мифы, предрассудки. Кинематограф позволяет человеку освоить такие ситуации, в которых он никогда бы не оказался в реальной жизни.

Коммуникативную функцию большинство исследователей рассматривают как средство общения художника и аудитории, как канал передачи не только знаний, но и чувств. Тем самым киноискусство повышает духовный потенциал молодежи.

Развивающая функция позволяет зрителям стать психологически более искушенными. При восприятии киноленты развиваются способности к сочувствию, восприимчивости, способности эмоционального постижения другого[3, с. 29].

Воспитательная функция кино заключается в представлении моделей жизни, образцов поведения, в пропаганде ценностей в приобщении к культуре и искусству. Киноискусство позволяет обогатиться жизненным опытом других людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что кинематограф содействует усвоению человеком социальных норм, поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Кино воспитывает у молодого поколения взгляды на жизнь, общество, принципы, способствует формированию внутренних образцов поведения [4, с. 105].

Список литературы:

  1. Краткий психологический словарь / Сост. Карпенко Л.А. М.: Политиздат. 1985.
  2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. С. 365.
  3. Строева А.С. Дети, кино и телевидение. — М.: Знание, 1962. — 47 с.
  4. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. — М., 2001. — 125с