Образование в России является одним из наиболее важнейших сфер жизни общества. За долгий период времени, как среднее, так и высшее образование подвергалось различным реформам. Следствием последней из них стало внедрение Болонской системы, которое общество восприняло довольно двояко. Система имеет ряд нерешенных задач, вызывающих в свою очередь массу вопросов, как среди студентов, так и среди преподавателей.

В июне 1999 года 29-ю министрами образовании европейских государств была подписана Болонская декларация, целью которой является гармонизация системы высшего образования, прежде всего стран Европы. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получают образование в Болонском процессе, считаются более перспективными, и имеют ряд преимуществ при трудоустройстве. В связи с этим, в сентябре 2003 года данная декларация была подписана Российской Федерацией на Берлинской конференции 33-х министров образования стран-участниц Болонского процесса, обязуясь до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы данной системы образования [1].

Создание единого европейского пространства высшей школы именуют, как Болонский процесс. Главными задачами Болонского процесса является формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, создание условий для повышения качества российского образования, а также конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг. Основные пункты Болонского процесса представлены на рисунке 1.

blnskprcsw_1.png

Рисунок 1 — Основные пункты Болонского процесса

Как видно из рисунка 1, Болонский процесс основан на шести основных принципах.

Первый принцип является одним из самых существенных для России — это внедрение двухуровневой системы образования, представляющий собой введение двух циклов обучения. Первый цикл обучения включает в себя получение первой академической степени (бакалавр), а второй — получение академической степени (магистр). При этом продолжительность обучения на первом цикле (бакалавриате) должна быть от 3 до 4 лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (при длительности обучения 1-2 года) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

Второй принцип Болонского процесса — это введение ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, в рамках поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. При кредитной системе размерность обучения определяется количеством кредитных баллов, которые необходимо набрать для получения диплома. Подобный подход заменяет собой форму обучения (очная, заочная, вечерняя).

Данная система оценки способствует реализации другого принципа Болонского процесса — мобильности, третьего пункта Болонского процесса. Причем речь идет не только о расширении мобильности студентов, но и профессорско-преподавательского состава. То есть обучающийся может собрать определенные кредиты в одном учебном заведении, а затем может перейти в другое и продолжить обучение.

Четвертый принцип Болонского процесса представляет собой обеспечение трудоустройства выпускников. Речь идет о признании российских дипломов за рубежом, но для этого необходимо изменение во всех странах—участницах Болонского процесса национального трудового законодательства в части трудоустройства иностранцев. Во многих странах иностранцы имеют достаточно ограниченные права в трудоустройстве.

Пятый принцип Болонского процесса — это обеспечение привлекательности европейской системы образования. Введение европейской системы приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию [2]. Этот принцип направлен на расширение высшего образования и его доступность в европейских странах.

Последний, шестой принцип Болонского процесса включает в себя контроль качества образования. Под этим понимается создание в каждом европейском государстве аккредитационных агентств, не зависимых от национальных правительств и международных организаций, которые будут оценивать качество образования, уровень вузов в зависимости не от длительности и содержания обучения, а от тех знаний, умений и навыков, которые приобрели выпускники.

В то же время практически во всех европейских странах для единого контроля качества образования применяется так называемый компетентностный подход.

Компетентностный подход — это инновационный процесс в образовании, который соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования до сих пор остаются нерешенными. Одной из них является обеспечение высокого качества подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования для повышения спроса выпускников на рынке труда.

Таким образом, на данный момент модернизация системы образования России является необходимым для развития страны в целом. Создание единой европейской структуры образования сформирует не только единый рынок труда высшей квалификации в Европе, но и создаст все необходимые условия для повышения качества российского образования, а также конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг.

Список используемых источников:

  1. Вавилов Г. Н. Болонский процесс в системе Российского высшего образования [Текст] // — 2010
  2. Болотов А.А. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России [Текст] // - 2011.