Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций.
Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.
Изготовление швейных изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие.
Содержание курса определяется следующими разделами: материаловедение, работа на швейной машине, конструирование и моделирование, технология изготовления женской одежды, словарь моды. Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.
С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.
Главные требования к уроку технологии:
1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;
2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т. д.).
Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор швейных изделий и разработка технологического процесса их обработки;
3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;
4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;
5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технология обработки ткани» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ. В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы.
В течение практической части урока (50% содержания урока) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками. Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе. Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов. Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, о работе на швейной машине, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.
Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и рассказ.
При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы мод, образцы поузловой обработки швов, деталей и швейных узлов, коллекция готовых моделей одежды, учебники, а также зарисовки на классной доске. Рассказ используется для изложения материала по истории костюма, направлениям моды, народному русскому костюму, прикладному искусству, индивидуальному стилю и т. д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды.
Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.
К творческой деятельности можно отнести работу с журналами мод, самостоятельную работу по сбору информации по истории костюма, моды, художественному конструированию моделей одежды, декоративно-прикладных работ, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами. В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по изготовлению швейных изделий и выкроек, построению чертежей применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех.
В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливают различные виды швейных изделий: модели одежды различного назначения, декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме. Четкое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческий проект по технологии обработки ткани», которая дает возможность для самостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороны учителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии с эстетическими технологическими требованиями.
Планирование — основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе. Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения.
При необходимости совместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, альбомы с образцами поузловой обработки швейных изделий, коллекция моделей одежды для подростков, современного направления молодежной моды и т. д. Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов.
Желательно составлять планы-конспекты уроков в соответствии с определенными требованиями. Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса.
Контрольно-проверочные уроки имеют целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений, навыков. Эти уроки обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).
Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует. Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.
Список литературы
- Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г. — с.
38-40. - Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., — с.
23-38. - Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г. — с.
33-37. - Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г. — с. 44.
- Бузов Б. А. и др. Материаловедение швейного производства. — М, 2004г. — с. 22.25.
- Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.
59-64. - Гущина К. Г., Беляева С. А. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды. — М, 2004г. — с. 96.
- Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г. — с.
16-22. - Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г. — с.
12-15.