Среди знаменательных частей речи, как в русском, так и в родном (узбекском) языке учащихся одно из главных мест принадлежит имени существительному. Наиболее характерным морфологическим признаком имен существительных в русском языке является грамматическая категория рода.

Как известно, в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Во множественном числе категория рода отсутствует, и поэтому существительные, употребляющиеся только во множественном числе, категорией рода не обладают.

Отнесение одушевленных имен существительных (названий лиц мужского и женского пола) к мужскому или женскому роду связано с реальными родовыми представлениями, т. е. у многих одушевленных существительных понятия «род» и «пол» совпадают. Однако не у всех. Так, названия ряда животных, птиц, рыб в одной форме либо мужского, либо женского рода употребляются для обозначения и самца и самки (например: карась — мужского рода: щука — женского рода). Что же касается неодушевленных существительных, то род у них не связан с реальными представлениями, а имеет лишь грамматическое значение.

Трудности овладения категорией рода обусловлены разнообразием языковых средств выражения категории рода в различных группах существительных, логической немотивированностью рода в некоторых названиях живых существ и во всех названиях неодушевленных предметов, отсутствием единой основы для классификации существительных по родовому признаку.

Трудности усугубляются тем, что в родном (узбекском) языке учащихся нет родовой дифференциации существительных, т.е. нет грамматической категории рода. Поэтому вопросам усвоения учащимися категории рода и связанных с ней форм согласования требует уделять особое внимание.

При изучении морфологии учащиеся должны приобрести прочные навыки различения грамматического рода существительных и правильного употребления родовых форм в связной речи. Для этого в учебниках предусматривается знакомство с основными теоретическими положениями, а также практическая отработка умений употребления в речи существительных того или иного рода.

Многие ошибки в русской речи учащихся объясняются незнанием рода существительных. Эти ошибки в согласовании прилагательных, порядковых числительных, притяжательных и других согласуемых местоимений, а также глаголов прошедшего времени. Не умея определять род существительных, учащиеся при составлении предложений допускают ошибки в согласовании с этими существительными других частей речи. Этим объясняются также многие ошибки учащихся в употреблении существительных в различных грамматических формах.

Трудность усвоения рода обусловлена не только особенностями родного языка учащихся, но и сложностью выражения самой категории рода существительных в русском языке.

Родовые различия русских существительных выражаются различными способами: а) лексически, т. е. разными словами: отец — мать, петух — курица; б) словообразовательными аффиксами: старик — старуха, лев -львица; в) грамматически (морфологически: мальчик, край, руль; синтаксически: новый староста и др.).

Трудности согласования с именами существительными других слов преодолеваются учащимися очень медленно и только после того, как усвоен род многих существительных, поэтому изучение в национальной школе грамматической категории рода русского языка требует самого пристального внимания.

При объяснении такой категории, которой нет в родном языке учащихся или которая отличается от категории родного языка, должны быть изысканы все возможности, облегчающие осознание этого материала, полное его усвоение и выработку практических навыков использования данной категории в русской речи.

Одним из испытанных приемов в таких случаях является опора на знания учащихся по родному языку. Так, при отсутствии категории рода во многих языках имеются слова, различающие людей и животных по их естественному полу (например узбекские , ота (отец) — она (мать), фамилии Мирзоев — Мирзоева, а также сочетания со словами — определителями пола ота айик (медведь) — она айик (медведица) , на что и следует опираться при первоначальном объяснении рода имен существительных в русском языке. Необходимо вспомнить употребление личных местоимений он и она, а также притяжательных и указательных местоимений мой, твой, этот, тот. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся по словам мой, твой в тексте могли бы определить, что существительные, к которым эти местоимения относятся, мужского рода, и подобным образом различали бы существительные женского и среднего рода. Следует повторить и употребление глаголов прошедшего времени с существительными мужского и женского рода: по этим глаголам ученики также должны уметь распознавать род существительных в тексте.

Важное значение имеет умение устанавливать род существительных по грамматическим признакам, в частности по окончаниям. Объяснение темы «Род имен существительных» целесообразно начать с существительных, род которых можно определить по значению (по полу). С этой целью можно использовать фамилии и парные имена учащихся: Иванов — Иванова; Евгений — Евгения. Затем можно взять нарицательные имена и в них выделить окончание -а; старик — старуха, учитель — учительница. На подобных примерах учащиеся лучше запоминают, что одушевленные существительные женского рода имеют окончание — а, существительные же мужского рода в большинстве случаев такого окончания не имеют. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторые существительные мужского рода тоже имеют окончания -а, -я: папа, дядя и др. В этой связи надо остановиться и на уменьшительных собственных именах: Ваня, Леня и др.

Усвоению рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, способствует распределение их на группы по значению, но с учетом формальных показателей. Например, названия месяцев с мягким знаком на конце: январь, февраль, апрель и т. д.; названия людей по профессиям с суффиксом -тель: водитель, воспитатель и др.; с суффиксом — арь: пахарь, библиотекарь. Учащиеся запоминают слова женского рода, имеющие суффикс —ость: радость, новость; или имеющие на конце —стъ.

При работе над подобными существительными полезно составление с ними предложений (Наступила ранняя осень.) или словосочетаний, что будет способствовать не только усвоению рода изучаемых существительных, но и закреплению навыков согласования, употребления их в речи.

Различия по роду проявляются и в других разрядах слов, образуя сложную грамматическую систему. Категория рода присуща прилагательным, некоторым разрядам местоимений, числительных, некоторым глагольным формам (формам прошедшего времени, условного наклонения и причастиям). Однако в указанных разрядах слов родовые различия несамостоятельны и являются лишь синтаксической формой согласования, так как полностью подчинены роду того имени существительного, с которым они употреблены. Род выступает здесь только как средство согласования с существительным.

Приступая к изучению родовых окончаний согласуемых частей речи, следует иметь в виду, что уже на начальном этапе обучения русскому языку учащиеся на практике усваивают согласование прилагательных, местоимений и глаголов прошедшего времени с существительными всех трех родов. Учащиеся должны прочно усвоить родовые окончания изучаемых частей речи (разумеется, тех, у которых категория рода имеется) со всеми их вариантами (твердые, мягкие и т. д.). Облегчают запоминание родовых окончаний справочные таблицы и другие наглядные пособия. При изучении родовых окончаний порядковых числительных, согласуемых местоимений и полных причастий следует опираться на изученный учащимися материал о родовых окончаниях полных прилагательных. Установление ассоциативных связей способствует более прочному запоминанию окончаний мужского, женского и среднего рода.

Одинаковые родовые окончания кратких прилагательных и кратких причастий, одинаковые окончания у глаголов прошедшего времени и условного наклонения позволяют обобщить и этот материал и сопоставить его с родовыми окончаниями. Твердое знание родовых окончаний является необходимым условием для формирования навыков согласования. Кроме того, окончания согласуемых слов помогают учащимся в определении рода имен существительных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дмитриев Н. К. Категория принадлежности// Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. Ч.2. Морфология. М., 1956 С.5
  2. Булатин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. — М: 1976. — 230 с.
  3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. — М: Логос, 2001. — 528 с.
  4. Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для вузов. — М: Логос, 2001.-314с.
  5. Краткая русская грамматика РАН / Под. ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. — М., Учпедгиз, 2002. — 725 с.
  6. Современный русский язык / Под. ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. Изд. 6-е, перераб. И доп. — М: Логос, 2002. — 528 с.