Работники современных школ сталкиваются с целым спектром проблем, так или иначе касающихся здоровья, превалирующего настроения, социальных навыков и других качеств учащихся. Решение этих проблем, также, не может быть обеспечено каким-то одним методом. Необходим набор методов, существенное место в котором занимает занятие туризмом, начиная с младшего школьного возраста.

Туризм — это вид деятельности, позволяющий задействовать одновременное развитие сразу большого количества жизненно важных качеств и практических навыков, произвести адаптацию отдельного человека как во вновь сформированном, так и в уже сложившемся коллективе.

Одним из приоритетных направлений является экотуризм, как наиболее доступное направление туризма. Экотуризм, в большинстве случаев, не требует специальной подготовки. Можно подобрать маршруты, не требующие существенных материальных затрат, соответствующие имеющимся временным ресурсам, интересные конкретной группе учащихся.

Следует отметить, что экотуризм наиболее полно соответствует валеологическим принципам, обязательное применение которых закреплено государственным стандартом на образовательную программу по физической культуре.

Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия: преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др.

Преодоление трудностей в походе воспитывает у учеников чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу. Поход поможет глубже понять и изучить натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях, романтике.

Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ, организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового закаленного человека. Он учит дружбе, трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Приморский экологический туризм является популярным видом отдыха. И хотя маршруты проходят по живописнейшим, но порой труднодоступным, местам края, особой спортивной подготовки для экотуризма не требуется. Поэтому такие маршруты подходят для школьников, не имеющих специальной подготовки.

Наиболее популярные туристические маршруты по Приморскому краю это:

— восхождение на горы (Пидан, Облачная, Сестра, Фалаза, Воробей, Ольховая, Чандолаз);

— посещение водопадов (Кравцовские, Черный шаман, Горбатый, Смольные, Ворошиловские);

— посещение пещер (Екатерининские, Серебряная, Дракон);

— познавательные экскурсии («Палеодеревня: секреты древних», посещение гончарной мастерской «Жар-птица», посещение сафари-парка в Шкотовском районе, экскурсия по Храмам и монастырям Приморского края);

— отдых на островах (о. Рикорда, о. Путятина, о. Шкота, о. Краббе, путешествие на мыс Льва);

— сплавы по рекам (р. Арму, р. Киевка, р. Партизанская, р. Кема, р. Тигровая);

— зимние туры (сеть баз отдыха на территории Приморского края, горнолыжные базы в г. Арсеньеве и Шкотовском районе).

Тема туризма многогранна, и значима в современных условиях. Особое внимание следует уделять использованию такого инструмента, как «туризм» в работе с детьми младшего школьного возраста. Однако нельзя упускать из виду актуальность туризма для всех возрастов как школьного, так и дальнейшего периода жизни человека. Если прививать любовь к изучению и сохранению природы своего края, начиная со школьного возраста, то во взрослой самостоятельной жизни она может стать чертой характера и образом отдыха и жизни настоящего патриота.

Список использованных источников и литературы

  1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие 2-е изд., стереотип. — М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. — 600 с.
  2. Куликов В.П., Киселев В.И. Потребность в двигательной активности. — Новосибирск: Наука, 1998. — 144 с.
  3. http://assoc.khv.gov.ru/ [Электронный ресурс] — Сайт Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».
  4. http://tour.primorsky.ru/ [Электронный ресурс] — Сайт Департамента туризма Приморского края.