Рациональное природопользование и охрана окружающей среды — важнейшие элементы экономики и экологии, которые находят свое отражение в проводимой государственной политике, в том числе и в налоговой. На сегодняшний день существует несколько видов налогов и неналоговых платежей, целью введения которых является предотвращение негативных последствий в сфере природопользования. В современном мире проблема поддержания здоровой окружающей среды для государства стала играть важнейшую роль.

Актуальность проблемы несомненна, так как в процессе своей производственной деятельности человек оказывает губительное влияние на экологию в целом. Чтобы компенсировать затраты на восстановление и призвать производителей бережнее относиться к природе, государство вводит институт экологических платежей. И действительно, данные платежи являются мощным инструментом в руках государства при правильном использовании.

Предметом исследования является механизм функционирования экологических платежей. Также мной будет рассмотрена сама их сущность, что позволит наиболее глубоко разобраться в представленной мной проблеме.

Значимость экологических платежей гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Переход к экологически ориентированному развитию, или «зеленой» экономике, в настоящее время является одной из наиболее важных современных тенденций развития экономики, не только в России, но и в зарубежных странах.

Таким образом, целью исследования является выявление несовершенств российского законодательства в сфере экологического налогообложения, а также возможные пути его совершенствования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: определить правовую природу экологических платежей, проанализировать механизм внимания данных платежей на основе российского законодательства, а также изучить систему экологического налогообложения зарубежных стран. Выполнение данных задач поможет мне достичь поставленную цель с минимальной вероятностью сделать ошибочные выводы. Только изучив всю систему экологических платежей, мы сможем дать ответ на один из главных вопросов моего исследования: как должно быть построено законодательство РФ, чтобы экологические платежи выполняли не только фискальную функцию, но и стимулировали предприятия минимизировать степень негативного влияния на окружающую среду? Следует также обратить внимание, что механизм расчета экологических платежей достаточно сложен и не всегда поддаётся понимаю плательщиков данных платежей с первого раза, что также находит своё отражение в числе несовершенств законодательства. Тогда как сделать систему расчета экологических платежей простой, удобной, а самое главное, эффективной? Ответы на эти и другие вопросы я попытаюсь получить в ходе исследования выявленной проблемы.

Методы, которые использовались в работе , это — анализ и синтез, метод сравнения и другие.

Понятие, сущность и правовая природа экологических платежей

Сегодня понятие «экологические платежи» активно используется в публицистической литературе, однако нормативно-правовые акты РФ не приводят конкретного определения данного термина.

За рубежом экологические платежи приравниваются к экологическим налогам и «могут быть определены в широком плане как все налоги, базой взимания которых является оказываемое специфическое негативное воздействие на окружающую среду»

Тем не менее, нельзя утверждать, что в России экологические налоги и экологические платежи одно и то же.

Согласно п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Платежи по своей сущности подразумевают какое-либо встречное обязательство, то есть, прежде, чем что-то получить, необходимо заплатить.

Таким образом, главным отличием платежа от налога — является возмездный и безвозмездный характер соответственно.

В России под экологическими платежами традиционно понимают плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС). Споры о правовой сущности экологических платежей обусловлены вопросом о применении налоговых и неналоговых методов контроля над их исчислением и уплатой в бюджет.

Как только в законную силу вступил Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, регламентирующий плату за НВОС, возникло множество споров, связанных с определением их правовой природы. Суды трактовали данное понятие по-разному. Так Верховный суд РФ своим решением от 28.03.02 № ГКПИ 2002-178 признал, что плата за загрязнение окружающей среды — это налоговый платеж. Позднее Конституционный суд РФ 10.12.02 в своем определении № 284-О признал «экологические платежи не налогом, а фискальным сбором, который не регулируется Налоговым кодексом».

Таким образом, экологические платежи хоть и имеют признаки налогов (сборов), нельзя отожествлять данные понятия, хотя бы потому, что они имеют различные методы регулирования.

Если мы обратимся к бюджетному законодательству, то увидим, что плата за НВОС относится к неналоговым доходам бюджета. Это еще раз указывает на то, что экологические платежи являются самостоятельной категорией, отличной от налогов и сборов, установленных НК РФ.

Тем не менее, если рассматривать термин «платежи» в широком смысле, то налоги по сущности являются платежами. Парадокс в том, что платежи (а именно плата за НВОС) не являются налогами, как было выяснено.

Таким образом, экологические платежи — это самостоятельная правовая категория, имеющая свою законодательную базу, методы регулирования и органы, осуществляющие контроль над правильностью их исчисления и своевременной уплатой в бюджет. Вследствие такой правовой обособленности данные платежи не включены в НК РФ.

Тем не менее, вниманием, с точки зрения определения их сущности, экологические платежи пользуются до сих пор, но уже в разрезе расчетов налоговой нагрузки на предприятия. Член РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) Александр Шохин считает экологические платежи «квазиналогами» и говорит об их фискальном значении: «очень много квазиналоговых платежей, связанных с особо опасными объектами. Таких как экологические, утилизационные сборы, штрафы, связанные с водоснабжением и отведением. При желании мы можем набрать около сотни различного рода квазиналоговых и страховых взносов, имеющих фактически фискальную нагрузку».

Таким образом, экологические платежи занимают особое место в налоговой политики каждого государства. Прежде всего, они призваны оказывать стимулирующее влияние на рациональное использование природных ресурсов и их защиту.

Поводя итоги, следует сказать, что экологические платежи предполагаются не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как специфический платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, причем данный платеж носит возмездный характер.

На сегодняшний день в России плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ. В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 контроль над правильным исчислением и своевременной уплатой данных платежей возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Плательщиками платы за НВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды», в статье 16 четко выделает три вида негативного воздействия, в результате которого возникает обязанность природопользователя по уплате экологических платежей. Это «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также хранение и захоронение отходов производства и потребления». Данную статью через призму правового регулирования можно охарактеризовать следующим образом:

1) «данная статья устанавливает принцип платности негативного воздействия на окружающую среду;

2) определяет виды негативного воздействия, осуществление которых может порождать обязанность по внесению экологических платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

3) устанавливает, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среды».

Помимо этого, в Порядке определения платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ о 28.08.1992 г. N 632 названы и другие виды вредного воздействия — шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.

Негативное воздействие на окружающую среду может осуществляться:

· в пределах установленных нормативов;

· в пределах временно согласованных лимитов;

· с превышением лимитов.

Платежной базой является величина фактического объема производимого загрязнения окружающей среды в натуральном выражении. Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. N 344 в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества (нормативы платы). Также к ним применяются коэффициенты, зависящие непосредственно от деятельности хозяйствующих субъектов и от класса опасности загрязняющих веществ, что позволяет говорить о дифференцированных ставках.

Порядок исчисления суммы экологических платежей установлен таким образом, что чем выше фактический объем загрязнения окружающей среды относительно нормативов и лимитов, тем выше эффективная ставка платы за негативное воздействие, т.е. процентное отношение подлежащей суммы экологического платежа к фактическому объему загрязнения. Таким образом, данная плата сопоставима с прогрессивными налогами, где более ярка выражена регулирующая функция экологических платежей.

Кроме того, могут быть установлены и дополнительные коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. «При этом, поскольку нормативы платы установлены в фиксированном размере в рублях (на единицу загрязняющего вещества в тоннах, литрах или тысячах куб. метров), с учетом инфляции они подлежат ежегодной индексации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период».

Таким образом, сумма экологического платежа следует рассчитывать так: плата за НВОС в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год и вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Кроме этого, необходимо вносить авансовые квартальные платежи (исключение составляют субъекты малого и среднего предпринимательства) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. То есть, например, по итогам I квартала 2017 г. авансовый платеж нужно перечислить не позднее 20.04.2017 г. В случае несвоевременной или неполной уплаты соответствующего платежа на сумму долга начисляются пени, а также предусмотрены административные штрафы.

Нормативы зачисления платы за НВОС в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с БК на 2017 г. следующие: 5% в федеральный бюджет, 40% в бюджеты субъектов РФ, 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Доли зачисления экологических платежей в соответствующие бюджеты в 2076 г. значительно изменилась по сравнению с предыдущими годами, исключение составляет только региональные бюджеты. Возможно, это связано с экологической обстановкой каждого региона нашей страны. Региональные власти более осведомлены о степени загрязнения окружающей среды своих регионов, чем федеральные органы государственной власти; а, значит, могут использовать поступающие средства более рационально при восстановлении экологии своего региона.

В отличие от налогового законодательства, где четко регламентированы правила исчисления и взимания налогов и все они соединены воедино, нормативно-правовая база, регулирующая платежи за НВОС, достаточно обширна: элементы платы разбросаны по нескольким документам. Таким образом, перспективным направлением развития института экологических платежей является систематизация всех предусмотренных «правил» ее исчисления и взимания. Примером может служить экологический налог в республике Беларусь: он имеет более четкую структуру построения и все положения, регулирующие этот налог, сосредоточены в одном документе — НК РБ.

Россией в 2005 г. всё-таки была предпринята попытка ввести экологический налог в число федеральных налогов, однако в действие он так и не был введён. Российский законодатель намеревался ввести некий общий экологический налог. По-видимому, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов

Введение этого налога в значительной мере упростило бы многие задачи государства, в сфере администрирования в первую очередь. Усилился бы контроль за исчисление и уплатой данного платежа, а также ответственность плательщиков при нарушении законодательства в этой сфере стала бы более конкретизированной.

На сегодняшний день Государственная Дума не рассматривает законопроекты в части введения экологического налога взамен платы за НВОС. Тем не менее, органами государственной власти активно разрабатываются новые законопроекты, вносятся корректировки в уже действующие законы, направленные на совершенствование механизма функционирования экологических платежей.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 937952-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога». Этот налог рассчитан на владельцев автомобилей исходя из экологических характеристик транспортных средств и напрямую зависит от степени негативного воздействия на окружающую среду, оказанную этими автомобилями. Но уже сегодня отмена транспортного налога не планируется.

Вместо этого в Государственную Думу поступил законопроект с поправками в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в части включения платы за негативное воздействие от выхлопных газов транспортного средства в стоимость отпускной цены топлива при продаже потребителю.

Стоит отметить, что с 01 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ, в России был введен новый экологический сбор. По заявлению Президента РФ Владимира Путина, «экологический сбор, несмотря на экономические сложности, заработает с будущего 2017 года» Данный сбор не следует путать с платой за негативное воздействие на окружающую среду. Экологический сбор по смыслу положения статьи 24.2 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», представляет собой плату за утилизацию отходов от использования товаров в связи с утратой потребительских свойств таких товаров. «Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, должны уплачивают экологический сбор».

В прошлом году, 9 апреля 2016 г. Постановлением Правительства РФ № 284 были установлены ставки экологического сбора. По предварительным расчетам Минэкономразвития, уже в 2016 г. бизнес заплатил 30,3 млрд руб.

Введение данного сбора является неким дополнением к закону об охране окружающей среды и решает проблему в части определения непосредственных плательщиков в случаях, когда привлекается специализированная организация по утилизации отходов.

Несмотря на различные законодательные новшества и уточнения, для некоторых видов физического воздействия, которое является объектом для взимания экологического платежа, (например, шум и пр.) невозможно определить платежную базу. Парадокс заключается в том, что объект есть, а платы — нет.

Сегодня государство отдает предпочтение денежной компенсации причинённого ущерба. Плата значительно меньше средств, которых необходимо потратить для восстановления окружающей среды. На мой взгляд, нарушитель должен нести не материальную ответственность (платить денежную компенсацию) за причинённый вред, а «физическую», то есть самостоятельно устранять вред и принимать меры по восстановлению окружающей среды за «свой счет». Это также будет стимулировать организации использовать очистные технологии.

Следует отметить, что «увеличение платы со временем приведет к росту спроса на очистные технологии, которые постепенно будут становиться дешевле и доступнее для всех природопользователей. Государству, в свою очередь, следует направить часть бюджетные средств на научные разработки в этой сфере»

Таким образом, анализ действующего механизма управления природоохранной деятельностью в России обнаруживает его несовершенство. Система управления устарела и не отражает современных представлений и тенденций развития экологического налогообложения. Вопрос заключается в том, какие инструменты необходимо привлечь для осуществления экологически ориентированной экономики? Как показывает опыт природоохранной работы в США и других странах, особая роль при этом принадлежит продаже прав на загрязнение.

Кроме этого, в настоящее время на Западе созданы специализированные углеродные биржи, на рынке действуют брокеры и компании, оказывающие юридические услуги, обеспечивающие сопровождение подобных проектов. В России существует практика использования рыночного механизма для снижения выбросов парниковых газов (например, на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате), однако большого распространения этот опыт не получил.

На мой взгляд, государство сегодня делает всё возможное для того, чтобы усовершенствовать свою законодательную базу. Более того, государство делает это с большим «напором». Учитывая сложившуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, любые перемены могут оказать колоссальное влияние на бизнес, тем не менее, институт экологических платежей продолжает развиваться.

На взгляд автора, государству необходимо пробовать различные варианты совершенствования института экологических платежей.

Конечно, сейчас проводить какие-либо кардинальные изменения очень опасно, учитывая сложившуюся экономическую и политическую ситуацию. Необходимо понимать, что правильно подобранные экономические методы дают широкие возможности воздействия на поведение природопользователей и могут стать достаточно действенным механизмом обеспечения экологической безопасности. Необходимо работать на долгосрочную перспективу. При этом начинать совершенствование экономического природоохранного механизма необходимо с формирования эффективной системы экологических платежей.

В заключении хочется у отметить, что сегодня мы находимся на правильном пути. Несмотря на кризис, который уже оказал негативное влияние почти на все сферы жизни нашего общества, государство активно проводит различные реформы, направленные на совершенствование института экологических платежей.

Список использованной литературы:

I. Официальные документы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»
  3. Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О
  4. Порядок определения платы и ее придельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632.
  5. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. N 344.( с изменениями и дополнениями)
  6. II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

  7. Зильбер К.Е. Транспортные компании: экологические платежи и плата за негативное воздействие на окружающую среду / В сборнике: Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность,инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов. 2015. С. 117-118.
  8. Макарова И.А. Совершенствование экологических платежей с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду / В сборнике: Экономика России в XXI веке Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2014. С. 220-228.
  9. III. Статьи из периодических изданий:

  10. Алиев Б.Х., М.Д. Эльдарушева Уплата экологических платежей: проблемы, перспективы / Юг России: экология, развитие. 2014. Т. 30. № 1 (30). С. 26-29
  11. Седаш Т.Н. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности: анализ зарубежного опыта / Финансы и кредит. 2016. № 7 (631). С. 54-64.
  12. Ялбулганов А.А.К вопросу об экологических функциях фискальных и налоговых платежей / Финансовое право. 2013. № 10. С. 17-26.
  13. IV. Интернет-ресурсы:

  14. ВЕДОМОСТИ http://www.vedomosti.ru/economics/
  15. Википедия — свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/
  16. РБК http://www.rbc.ru/economics/
  17. Федеральная налоговая служба России http://www.nalog.ru
  18. Экономика и жизнь http://www.eg-online.ru/news/