Прежде чем давать рекомендации по направлениям управления внеоборотными активами, целесообразно обратить внимание на мировой опыт самых успешных практик в сфере управления внеоборотными активами.

Российская промышленность стала сталкиваться с проблемами управления внеоборотными и оборотными активами немного позднее, потому как процесс реформирования промышленности протекал через несколько лет после протекания таких же процессов в Америке и европейских странах.

К данному времени иностранные компании серьезно продвинулись вперед в разработке стратегии, методологии управления активами, а также и в вопросе практической реализации этой концепции. Это стало главной причиной для использования мировых практик в сфере управления активами, их цель оптимизация сроков внедрения систем управления активами.

Проведенные исследования дают возможность сформировать базис для разработки российской системы управления активами в инфокоммуникационных компаниях.

Ведущими государствами в вопросе применения глобального подхода к управлению активами в инфокоммуникационной сфере являются Великобритания, США, Швецария и Китай. Разработка концепции управления активами основывалась на уже имеющихся направлениях и теориях, таких как управление рисками, управление качеством, принципы оптимизации портфеля инвестиций, техническое обслуживание по состоянию оборудования и т.д.

В основании концепции управления активами стоит эволюция систем технического обслуживания машин и оборудования. Первоначально в большинстве государств применялась система реактивного технического обслуживания (замена или ремонт оборудования проводились или после аварии, или в случае наличия серьезных дефектов, которые способны привести к ней).

Данная система обходилась организациям сравнительно дешево, но быстро устарела. Увеличивающиеся запросы потребителей, рост энерговооруженности труда во всех отраслях экономики, а также появление новых технологий заставляли специалистов инфокоммуникационной отрасли уделять внимание бесперебойности и надежности работы.

Логичным результатом явилось создание концепций технического обслуживания. Периодические ремонты и осмотры всех единиц оборудования вместе с содержанием значительного резерва мощности привели к увеличению надежности. Слабым местом системы были ресурсоемкость и дороговизна. Процессы дерегулирования в отрасли влекли за собой новые требования к издержкам и, следовательно, — к системе технического обслуживания оборудования.

Перед компаниями данной отрасли возник вопрос достижения необходимых для акционеров экономических показателей при единовременном обеспечении высокой надежности. Ответом стало применение принципа «золотой середины» и формирование на Западе концепции RCM — системы технического обслуживания, которая ориентирована на надежность. В ней уживаются все упомянутые выше виды технического обслуживания — как реактивное, так и преактивное.

В целях роста результативности эксплуатации основных средств инфокоммуникационная компания может принять следующие меры:

— сокращение внутрисменных и целодневных простоев, увеличение сменности работы, а также среднечасовой выработки оборудования, это может достигаться посредством введения прогрессивных технологических и организационных мероприятий, а именно:

1) применение оптимального графика работы компании;

2) улучшение ухода за основными средствами, сокращение внеплановых ремонтов, соблюдение предусмотренной технологии производства, недопущение аварий, своевременное проведение наладочных и ремонтных работ, уменьшение времени простоя оборудования в ремонте и превышения времени установки вновь введенного оборудования;

3) организация непрерывно-поточного производства на основе оптимальной концентрации производства;

4) внедрение мероприятий НТП;

5) рост квалификации инженерно-технологического и рабочего персонала, что обеспечит более бережное и эффективное обращение с оборудованием;

6) экономическое стимулирование вспомогательных и основных рабочих, которое предусматривает зависимость зарплаты от качества и выпуска производимой продукции, создание фондов поощрения и стимулирования рабочих, которые достигли высоких показателей работы;

7) проведение социальных работ, которые предусматривают улучшение отдыха и условий труда, оздоровительные и иные мероприятия, влияющие положительно на духовное и физическое состояния рабочих;

8) ввод нового высокотехнологического оборудования в действие посредством приобретения основных средств в кредита или с помощью лизинга.