После присоединения России к ВТО национальный страховой рынок становится менее конкурентоспособным, так как иностранный сектор приходит в РФ с большим капиталом, более совершенными технологиями и низкими тарифами, которые помогут выдержать все требования потребителя. Но, к счастью, у федеральных законодательных и исполнительных органов власти есть девятилетний период времени для создания предпосылок устойчивого развития отечественных страховых организаций. По прошествии этого периода разрешается коммерческое наличие страхового общества иноземной компании для последующей страховой деятельности за исключением страхования жизни, при соглашении выполнения следующих требований по: наличию лицензии; гарантийному депозиту и др. [1].

Вступление в ВТО для НСС РФ имеет свои плюсы и минусы [2]. К позитивным последствиям можно отнести: увеличение емкости национальной страховой отрасли, повышение капитализации за счет иностранных инвестиций, использование новейших страховых технологий, улучшение структуры качества страховых услуг, минимизация издержек на их предоставление, увеличение конкуренции на национальном страховом рынке. К негативным последствиям относятся: «переключение» большинства финансовых потоков отрасли на иностранное перестрахование, потеря национального контроля над инвестициями и резервами, ценовой демпинг, которому не может противостоять малый рынок страны, большая подверженность финансовым спекуляциям и колебаниям мирового финансового рынка, сокращение рабочих мест в страховой сфере [5].

Мы предлагаем в качестве основной меры по содействию развитию российских страховых организаций государственную поддержку в различных формах, не противоречащих правилам ВТО, в том числе: стимулирование развития новейших информационных технологий в области страхования; помощь в создании обобщенного банка данных для всех страховых организаций; совершенствование страховой инфраструктуры; пропаганда российского страхования; совершенствование российского законодательства в сфере регулирования страхового рынка. По нашим подсчетам, расходы федерального бюджета на предложенные направления господдержки составят на начальном этапе реализации комплекса мер примерно 3000000 тыс. рублей за год, а в последующий период, вплоть до 2021 г., приблизительно 1800000 тыс. рублей в год. Таким образом, к 2021 году сформируется сильный страховой рынок, в котором доля зарубежных филиалов и дочерних компаний установится на уровне примерно 50%, а в десятке лидеров рынка будут присутствовать 5–6 российских компаний.

Итак, необходимо принять законодательные и институциональные меры по поддержке отечественных страховых компаний, которые позволят составить зарубежным страховщикам достойную конкуренцию.

Список литературы:

  1. Интернет- ресурс : Страховой рынок России после присоединения к ВТО http://www.rgs.ru (Дата обращения 6.04.2017);
  2. Интернет- ресурс : Россия и Всемирная торговая организация http://www.wto.ru (Дата обращения 6.04.2017);
  3. Интернет-ресурс: Официальный сайт Всемирной Торговой Организации http://www.wto.org (Дата обращения 6.04.2017);
  4. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года ;
  5. Материалы международной конференции страховой компании РосГосСтрах «Состояние и перспективы интеграции российского страхового рынка».