Принимая во внимание тот факт, что вслед за признанием деяния малозначительным на практике нередко применяются меры неуголовной ответственности, по мнению соискателя, представляется целесообразным, как это предусмотрено, например, в УК Республики Беларусь, дополнить ст. 14 УК положением о наличии такой возможности у правоприменителя: «За деяние, не представляющее общественной опасности, присущей преступлению, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут применяться меры неуголовной ответственности».
С учетом специфичности условий правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, предусмотренных в уголовном законе, объективно существующей невозможности однозначной оценки этих условий неспециалистами в работе делается вывод о том, что решение вопросов, определяющих правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, все-таки удел не обычных граждан, а сотрудников органов, специально уполномоченных на решение таких задач. Именно в этом направлении и следует совершенствовать законодательство (в том числе неуголовное) о задержании лица, совершившего преступление.
Возможность усмотрения в применении ст. 39 УК фокусируется на решении двух вопросов: о сфере действия положений о крайней необходимости и об определении уголовно-правовых последствий превышения ее пределов. В связи с имеющимися попытками распространить положения о крайней необходимости на причинение вреда охраняемым законом интересам при проведении оперативных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов обосновывается положение, что единственно верным с точки зрения действующего уголовного законодательства способом решения этой проблемы является дополнение УК специальным обстоятельством, отличным от крайней необходимости.
Наиболее ярко проблема усмотрения в применении ст. 39 УК проявляется в трактовке пределов правомерной крайней необходимости. При отсутствии специальных норм в Особенной части, подобных тем, которые предусмотрены в ст. 108 и 114 УК, поддерживается мнение тех ученых, которые предлагают дополнить УК подобными нормами. Однако в отличие от уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания, уголовно наказуемое превышение пределов крайней необходимости должно, по мнению соискателя, распространяться не только на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, но и на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
Пределы и границы усмотрения в применении ст. 41 «Обоснованный риск» УК на практике обусловлены двоякого рода факторами. Во-первых, тем, что содержание этой статьи во всех ее трех частях пронизано оценочными понятиями: «общественно полезная цель» (ч. 1); «если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием)... предприняло достаточные меры» (ч. 2); «если он заведомо был сопряжен с угрозой жизни для многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия» (ч. 3). Во-вторых, тем, что само по себе обстоятельство, исключающее преступность деяния, — обоснованный риск — не определено в уголовном законе. В этой связи предлагается: ч. 1 ст. 41 УК изложить в следующей редакции: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате обоснованного риска, т. е. при совершении действия (бездействия) для достижения общественно полезной цели при отсутствии предшествующего опыта ее достижения»; в ч. 2 ст. 41 УК заменить слово «достаточные» на слова «все зависящие от него» меры.
Возможность и пределы усмотрения в оценке причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате исполнения заведомо незаконных приказа или распоряжения (ст. 42 УК) обусловлены двумя обстоятельствами: во-первых, существующим противоречием в отношении к приказу или распоряжению в уголовном и военном законодательстве; во-вторых, неоднозначным толкованием определения приказа или распоряжения в качестве незаконных. Поэтому, принимая во внимание состояние служебного законодательства в иных сферах деятельности (органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.), допускающего в некоторых случаях неисполнение приказов начальников, поддерживается мнение об исключении из содержания ст. 42 УК ее части 2.
Литература:
- Пархоменко Д. А. Формы выражения усмотрения в уголовном законе // Вестник Российской правовой академии. — 2013. — № 2. — С. 65.