Основанием криминализации данного преступного посягательства выступает наличие угрозы для урегулированных нормами нравственности и позитивного законодательства социальных отношений, устранение которой требует расширения круга норм уголовно-правового поведения в соответствующей сфере. Определившись с основанием криминализации, диссертант констатирует наличие необходимой совокупности предпосылок, образующих основание криминализации розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции. Первая предпосылка предполагает достаточно высокий уровень нравственной и юридической упорядоченности отношений, возникших в связи с потребностью исключения несовершеннолетних из круга потребителей алкоголя. Вторая предпосылка выражается в существующей угрозе разрушения урегулированных нормами нравственности и права отношений, возникших по поводу предупреждения потребления несовершеннолетними алкогольных напитков. Третья предпосылка состоит в том, что мощный принудительный потенциал уголовного законодательства оказывает дополнительное стимулирующее воздействие на сознание и волю лиц, готовых пренебрегать требованиями нравственности и предписаниями юридического характера в сфере розничной торговли спиртными напитками. По итогам представленных в первом параграфе суждений резюмируется, что установление уголовно-правового запрета на розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции обусловлено наличием исходящих от недобросовестных работников торговли угроз для урегулированных нормами нравственности и позитивного законодательства отношений, направленных на выведение детей и подростков из числа потребителей алкоголя.[1]
Содержание уголовно-правового противодействия розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции наполняется рядом признаков. Первый признак подчеркивает, что юридической формой уголовно-правового противодействия розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции выступает механизм решения уголовно-правовых задач. Второй признак основан на семантике категории «противодействие» и в рассматриваемых аспектах отражает переход политики государства к максимально строгим принудительным инструментам решения проблемы розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции. Следующий признак уголовно-правового противодействия розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции предполагает, что адресатом воздействия нормы ст. 151¹ УК РФ выступает относительно узкая группа специальных субъектов из числа индивидуальных предпринимателей и продавцов, допускающих в профессиональной деятельности грубые нарушения российского законодательства в сфере оборота алкогольной продукции. Заключительный признак характеризует уголовно-правовое противодействие розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции в качестве инструмента искоренения устоявшейся корыстной мотивации на продажу спиртного молодежи.[2]
На основании сформулированных признаков дается понятие уголовно-правового противодействия розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции как использование государством максимально строгих инструментов решения проблемы розничных продаж несовершеннолетним алкогольной продукции, характеризующееся принудительной нейтрализацией устоявшейся корыстной мотивации индивидуальных предпринимателей и продавцов на реализацию алкогольной продукции без возрастных ограничений, юридической формой которого выступает механизм обеспечения уголовно-правовых задач.
Литература:
- Герасимова Е. А. Уголовно-правовое противодействие розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции и его элементы // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 2 (31). — С.
269-271. - Герасимова Е. А. Проблемы использования института административной преюдиции в уголовном праве [Текст] / Е. А. Герасимова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 6 (101). — С.
178-182.