Условия исполнения отсрочки отбывания наказания, то есть режим испытания осужденного, — отсутствуют как таковые по воле законодателя, при этом обязанность воспитывать своего ребенка нельзя рассматривать как специально возложенную судом. Таким образом, отказ от ребенка либо уклонение от его воспитания, совершенные родителем, в рамках отсрочки представляет собой юридический факт, влекущий конкретные правовые последствия, указанные в ч. 2 ст. 82 УК РФ и ч.ч.
Отсутствие нормативных критериев для определения достаточного уровня материально-бытовых условий жизни осужденного, воспитывающего малолетнего ребенка, вызывает трудности в понимании инспекторами сущности и содержания контроля по проверке данных условий. В целях информирования органов опеки и попечительства, социальной защиты населения о фактах уклонения осужденного от воспитания ребенка и ухода за ним, а также о неудовлетворительных материально-бытовых условиях его проживания для обеспечения прав и интересов ребенка целесообразно рекомендовать уголовно-исполнительной инспекции изготавливать четыре экземпляра (копии) акта проверки материально-бытовых условий проживания осужденного, которому судом отсрочено отбывание наказания (ст. 82 УК РФ): один экземпляр — в личное дело осужденного с отсрочкой для контроля за выполнением предъявленных требований, второй экземпляр остается у осужденного для устранения замечаний, третий и четвертый экземпляры направляются соответственно в орган опеки и попечительства и орган социальной защиты по месту жительства осужденного.[1]
Понятие «иных мероприятий, связанных с осуществлением контроля» охватывает все направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций, непосредственно не включенные в рамки исполнения отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ). В том числе:
Воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию осужденных, правопослушному поведению и социальной адаптации. В рамках отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ) уголовно-исполнительная инспекция не обладает полномочиями влиять на осужденного путем применения к нему каких-либо мер воздействия: исполнение отсрочки не предполагает ни позитивного (меры поощрения), ни негативного (меры взыскания) стимулирования осужденных, что представляет собой пробел правового регулирования. Поскольку наиболее закономерным последствием успешного прохождения испытания видится освобождение осужденного от наказания со снятием судимости, последствие истечения срока отсрочки в виде замены оставшейся части наказания более мягким видом следует изъять из норм ч. 3 ст. 82 УК РФ и ч. 4 ст. 178 УИК РФ.
Считаем рациональным предусмотреть такие основания отмены от
срочки с направлением осужденного для отбывания назначенного наказания (его оставшейся части) как совершение осужденным административных проступков, повлекших меры административного взыскания, нарушение трудовой дисциплины, повлекшее увольнение, после объявленного уголовно-исполнительной инспекцией предупреждения, для чего следует дополнить ст. 82 УК РФ нормой в предлагаемой редакции. Аналогичным образом следует преобразовать и ст. 178 УИК РФ.[2]
Результат исследования показал целесообразность установления
минимального срока отсрочки продолжительностью в пять лет. При этом
осужденные, претендующие на отсрочку, должны воспитывать ребенка не
старше 13 лет. Окончание отсрочки, таким образом, будет обусловлено достижением ребенком возраста 18 лет. Максимальный срок отсрочки должен
быть определен в десять лет.
Литература:
- Сабанин, С.Н. Реализация принципа справедливости в институте освобождения от уголовного наказания. Дис. ... докт. юрид. наук / С.Н. Сабанин — Екатеринбург, 1993. — 262 с.
- Курганов, СИ. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты / С.И.Курганов. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 192 с.