Актуальность данного исследования выражена в том, что своевременное выявление проблемных вопросов правовой регламентации заключения государственных и муниципальных контрактов, связанных с выполнением подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, которые связаны с начальной ценой контракта, финансовым обеспечением данного контракта, квалификацией участников и иными вопросами должно быть сопровождено оперативным поиском законных способов и конструктивных вариаций их разрешения, с дальнейшим закреплением соответствующих новелл, определенных изменений и дополнений на правовом уровне.

Исследование правоприменительной практики, которая связана с заключением контрактов по производству работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявило, что законодательство их регулирующее, необходимо совершенствовать.

Главной задачей заказчика, при заключении государственных и муниципальных контрактов, сводится к поиску такого подрядчика, который смог бы выполнить данный контракт по минимальной цене в минимальные сроки с обеспечением необходимого уровня качества. Такой подрядчик в рыночной экономике определяется на основе предусмотренных законодательством конкурентных способов: организации и проведения конкурсов, организации и проведения аукционов, запрос котировок, а также запрос предложений.

Нормы ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44) [2] включают общие положения о различных способах установления поставщиков, подрядчиков, а также исполнителей. В соответствии с положениями п.2 ст. 3 данного Закона установлением поставщика является общность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, регламентированном Законом № 44, начиная с совершения размещения непосредственно извещения об осуществлении закупки товара, работы, а также предоставленной услуги для обеспечения предоставляемых государственных нужд, федеральных, региональных и муниципальных нужд либо в регламентированных Законом № 44 случаях с направления установленного приглашения принять участие в определении поставщика и завершаются заключением контракта. Ранее в ст. 10 Закона о размещении заказов подобным образом были определены общие положения о предусмотренных способах размещения заказа.

Положениями части 1 ст. 24 Закона № 44 разграничиваются конкурентные способы установления поставщиков, а также проведение закупок у единственного поставщика.

Возможность использование государственными заказчиками, производящими закупки товаров (работ, услуг) с целью обеспечения обороны и безопасности государства, менее прозрачных и конкурентных закупочных процедур появляется в результате закрепления нормами Закона № 44 установленных оснований для этого [3, с. 25].

В виде отдельного основания использования конкурса с ограниченным участием выступает закупка работ по проведению ремонта вооружения и военной техники непосредственно ядерного оружейного комплекса. Учитывая характер закупаемых работ, с наибольшей долей вероятности можно отметить, что организованный конкурс будет закрытым.

В то же время, методическая база и организация использования указанных конкурентных способов определения подрядчика в Российской Федерации имеет некоторые недостатки. К данным недостаткам относят: цену как главный критерий выбора победителя в ходе проведении аукциона при государственных и муниципальных закупках; неправомерное занижение предлагаемой подрядчиком цены заключаемого контракта; недостаточную регламентацию вопросов по установлению начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта; ограниченный набор способов механизмов защиты заказчика от недобросовестного поведения подрядчика и другие.

Предварительным квалификационным отбором (или предварительная квалификация) считается процедура, которая широко применяется при закупках работ, предоставлении услуг и товаров, предоставляющая возможность понизить контрактные риски за счет проведения предварительного отсева непосредственно подрядчиков на этапе до того, как будет проведен конкурса.

Сущность процедуры заключается в том, что потенциальными подрядчиками заполнены специальные анкеты, которые предоставляют государственному заказчику общую информацию о компании, включающей данные о финансовой активности, данные о опыте осуществления работы или оказания услуги, а также профессиональной квалификации фирмы. Вследствие этого, заказчиком отбирается нескольких наиболее квалифицированных подрядчиков, которые получают приглашения непосредственно к участию в торгах.

В современный период понятие «квалификация участника» законодательство не содержит, и соответственно, на правовом уровне его содержание не раскрыто.

В настоящее время законодательством о федеральной контрактной системе предусматривается применение процедуры предварительного квалификационного отбора лишь в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в связи с чем представляется, что предварительный квалификационный метод отбора подрядчиков необходимо распространить и на строительные контракты. В случае принятия закона в представленном варианте следует ожидать снижения сроков и стоимости строительства сложных, высокотехнологичных объектов, а значит и повышения эффективности расходования государственных средств.

При проведении закупок подрядных работ высокого уровня сложности через проведение процедуры торгов законодательством не регламентируется проведение предварительной квалификации, что повышает риск прихода непрофессиональных подрядчиков и затрудняет проведение процедуры проведения конкурсов и осуществление оценки заявок. Осуществление запроса квалификационных данных подрядчиков в процессе проведения торгов не заменяет полноценного квалификационного отбора, так как непосредственно запрашиваемые данные не отличаются всесторонностью, и процедура снятия подрядчика по признаку недостатка квалификации усложнена и недостаточно проработана [4, с. 20].

Необходимо внесение изменений в Закон № 44-ФЗ положений, касающихся того, что в конкурсную документацию необходимому включению будет подлежать введение требований к качеству, определенным техническим характеристикам товара, различных работ и услуг, определенных требований к функциональным характеристикам (либо потребительским свойствам) товара) необходимого требования к производителю товара, к самому участнику размещения заказа (включая требования к квалификации самого участника размещения заказа, охватывая наличие у участника размещения заказа определенного опыта работы), а также необходимого требования к его деловой репутации, необходимого требования о наличии у самого участника размещения заказа определенных производственных мощностей, различного технологического оборудования, различных трудовых, финансовых и иных ресурсов, которые необходимы для производства товара, поставка которого считается предметом контракта, исполнения работ, а также оказания услуг, которые являются предметом контракта, исключая случаи, если возможность определения данных требований к самому участнику размещения заказа регламентирована Законом № 44.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 28.12.2016) //СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  3. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный). —М.: Юстицинформ, 2014. С. 23-26.
  4. Кощеев В. А. Зарубежный опыт заказов для государственных нужд. Теория и практика государственных закупок. — М.: 2013. С. 20.