Аннотация: Предмет научного исследования в данной статье составляют угловно-правовые нормы, а также нормы иных отраслей права, образующие правовой механизм регулирования вопросов обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции. Также бралась во внимание существующая судебная практика и зарубежный опыт. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что текущее социально-экономическое положение страны диктует необходимость обеспечения экономической безопасности на всех уровнях: начиная от муниципального и заканчивая федеральным. Степень обеспеченности экономической безопасности, равно как и уровень коррупции в стране являются важными показателями экономической стабильности в целом, потенциальные инвесторы, в том числе, уделяют данным параметрам серьезное внимание.

Ключевые слова: экономическая безопасность, противодействие коррупции, уголовное право, уголовная политика.

В данной статье экономическая безопасность и противодействие коррупции рассматриваются в совокупности в связи с тем, что оба данных института, их состояние, являются показателями общей экономической стабильности в стране. Говоря о стабильности, соответственно, можно вести речь и о дальнейших перспективах развития. Существует множество рейтинговых агентств, рассматривающих различные страны мира с точки зрения степени обеспеченности в них экономической безопасности и, соответственно, с точки зрения уровня коррупции. Согласно рейтингу, Россия занимает 136 место из списка 174 стран по уровню коррупции[1]. Вряд ли подобное положение является поводом для гордости. Высокий уровень коррупции противоречит экономическому росту и дальнейшему развитию страны в целом, несмотря на то, что с ментальной точки зрения к коррупции в нашей стране привыкли и начали считать «нормальным явлением», в какой-то степени — неизбежным.

Если вести речь об обеспечении экономической безопасности, то можно с небольшой долей уверенности заключить, что устранение коррупционной составляющей является частью этого процесса. Вообще под самим термином «экономическая безопасность» подразумевается способность национальной экономики оперативно и эффективно реагировать на кризисы и обеспечивать стабильное поступательное развитие соответствующими экономическими и правовыми методами. Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз[2]. Обеспечение экономической безопасности — это противодействие угрозам и поддержание стабильности.

Угрозы могут, в свою очередь, носить как внутренний, так и внешний характер. Ко внутренним можно отнести: усиление социального расслоения общества, увеличение разрыва между «богатыми» и «бедными», криминализация экономики и общества, рост теневой экономики, уменьшение доходов граждан, отсутствие социальных гарантий и далее по списку. В качестве примера внешних угроз можно привести отток кадров и капитала из страны, нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам, а также заметное критическое увеличение доли иностранного капитала в ведущих компаниях и корпорациях страны. Если брать термин «экономическая безопасность» в национальных масштабах, то она обеспечивается, в первую очередь, независимостью национальной экономики. Однако этот пункт может быть выполнен только до определенной степени ввиду хорошо известных и уже мало кем отрицаемых процессов, связанных с мировой глобализацией. В данном контексте необходимым видится обеспечение конкурентоспособности страны и ее продукции на мировом рынке — это позволяет обратить негативные последствия глобализации в доход.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с постановления Правительства РФ от 09. 03. 1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и вместе с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось создать " Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации «. В соответствующем Указе Президента[3], подписанном в апреле 1996 г., в качестве характеристик экономической безопасности обозначались уровень и качество жизни, темпы инфляции, уровень безработицы, наличие экономического роста, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, доля теневой экономики и т.д. Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что понятие экономической безопасности в отечественной правовой литературе сходно во многом с понятием экономической стабильности и благополучия. Таким образом, безопасность являет собой либо отсутствие влияющих разрушительных негативных для национальной экономики факторов, либо ее (национальной экономики) способность оперативно на них реагировать и справляться с соответствующими последствиями.

Коррупция является одним из таких негативно сказывающихся факторов, именно в этой связи обеспечение экономической безопасности и рассматривается в совокупности с методикой противодействия коррупции. В обоих случаях в качестве основного ресурса выступает, безусловно, право как таковое и правовые механизмы. В том числе, правоприменение. Особого внимания в данном вопросе заслуживает законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность и таможенное дело.

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена «Стратегия национальной безопасности» до 2020 г. Принятие такого документа потребовалось в частности в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности[4]. В данном документе речь идет об экономическом росте страны как о ключевом факторе сохранения ее экономической безопасности, соответственно, этот рост невозможен без переориентации национальной экономики, смене ее акцентов с энергетически-сырьевого на научно-инновационный.

Одной из важнейших угроз экономической безопасности страны является криминализация экономических отношений. Данный процесс включает в себя: замену общественных интересов конкретными групповыми и корпоративными, незаконное распределение и присвоение результатов общественного производства, игнорирование интересов государства и интересов потребителей. Подобная обстановка крайне негативно влияет на инвестиционный климат в стране, не говоря уже об очевидных внутренних последствиях для экономики. В полную силу страна столкнулась с ними в конце 90-х годов прошлого века, а также по завершении процесса приватизации. В тот период, когда государство де-факто не могло быть эффективным собственником, большая часть промышленности перешла в частные руки и далеко не во всех случаях это положительно сказалось на состоянии предприятий. Не говоря уже о том, что часть того бизнеса, который был «теневым», так из этой тени по прошествии многих лет и не вышел. Фундаментальной причиной данного явления является общее отсутствие уважения к праву, к законодательству страны. Многие правоприменительные механизмы до сих пор работают неэффективно, в том числе, ввиду наличия коррупционной составляющей. Сам механизм может быть и эффективным и не требует замены, но осуществляется он кадрами, воспитанными в духе пренебрежения законом, наличия возможности его игнорировать.

В связи с этим формируется и соответствующее отношение к правоохранительной и судебной системе. Во многом это проблема именно сегодняшнего поколения, и есть все основания полагать, что в дальнейшем ситуация будет меняться в положительную сторону, однако этому процессу необходимо способствовать, иначе он может неоправданно затянуться. Не существует мер, приемлемых для нашей страны и нашей ментальности, которые могли бы в короткие сроки максимально устранить проблему коррупции и правового нигилизма. Здесь необходима долгосрочная государственная стратегия, которая будет эффективна и актуальна на всех этапах ее реализации.

Литература:

  1. Волкова Н.М. Анализ факторов криминализации Российской экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77(дата обращения 12.01.2017).
  2. Гончаров В. В. Экономическая безопасность Российского государства как перспективный приоритетный национальный проект //Российский следователь. 2010. № 8. С. 25 — 29.
  3. Сигов В.И., Смирнов А.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности: экономико-криминологический анализ //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. С. 206 — 211.
  4. Грачев О.В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции //Российская юстиция. 2013. № 5. С. 57 — 59.