Целью моей работы является выявление различий между такими глобальными инновационными проектами, в качестве которых выступают инновационные центры «Силиконовая долина» в США и «Сколково» В России. На основе полученных мной данных при исследовании этих феноменов, предлагаю улучшить качество работы центра " Сколково" с учетом положительных факторов развития инновационных центров в США.

Ключевые слова: инновации, Сколково, Силиконовая долина, финансирование, таможенное регулирование, инвестирование.

На сегодняшний день каждый знает о существовании инновационного центра «Сколково», так называемой «Российской кремниевой долины», достижения которого, однако, не оправдывают тех намеченных целей, изначально поставленных перед ним обществом и государством, желающими повторить успешный опыт работы «Силиконовой долины» в США. Что же нужно для достижения успеха? — На этот вопрос можно ответить, основываясь на сравнительном анализе как правового регулирования, так и инициативы самих предпринимателей в указанных выше технических парках.
Самым главным различием осуществления своей деятельности среди данных научно-технических парков является наличие специального правового регулирования, которое выражается в законодательстве, в России таковым является Федеральный закон «Об инновационном центре Сколково , детально регламентирующий организационные, гражданско -правовые, вопросы об ответственности лиц, нарушающих нормы данного закона и другие. Государственный сектор по распоряжению Министерства финансов и Министерства экономического развития играет значительную роль в финансировании данного центра ( на 2015 год — 74,5 % от всего бюджет Сколково). Инициатором же создания данного кластера стал не частный сектор, а Дмитрий Анатольевич Медведев.
В США не существует свободных (особых) экономических зон аналогичных тем, которые функционируют в России или некоторых других странах. [1] Это можно объяснить тем, что на всей территории США общая инфраструктура развита на достаточно высоком уровне, а также большим объемом инвестиционных вложений. В США существуют так называемые «зоны внешней торговли» («Foreign Trade Zones»), на территории которых также предусмотрены налоговые и финансовые льготы для ведения хозяйственной деятельности.

В Министерстве торговли США имеется подразделение, занимающееся вопросами таких зон. Различные аспекты создания и деятельности зон внешней торговли регулируются Законом «О зонах внешней торговли» 1934 года (Foreign-Trade Zones Act of 1934), административными актами Совета, Министерства торговли и Таможенной службы США.

Любопытным представляется тот факт, что у зон внешней торговли как юридического лица могут быть спонсоры из числа "государственных или частных корпораций, которые могут управлять ее инфраструктурой, или же сама зона может выступать у них подрядчиком". [2] Зоны должны функционировать открыто и объявлять о своих услугах и ставках платежей.

Исходя из положения Закона США " О тарифах" 1930 года важнейшим преимуществом ЗВТ является то, что на ввезенный на ее территорию иностранный или американский товар не распространяется действие таможенного законодательства США (за исключением требований о надзоре и отчетности) до тех пор, пока этот товар не будет готов для вывоза его за пределы ЗВТ — на таможенную территорию США или на экспорт. При этом время пребывания товара в ЗВТ не ограничено.[3]

Чтобы достичь успеха в развитии Сколково как инновационного центра необходимо принять во внимание «Феномен Силиконовой долины», который открыл для мирового экономического сообщества профессор, нобелевский лауреат по экономике Гэри Бэкер, долго изучавший феномен Силиконовой долины: для развития динамичных промышленных групп требуется инициативное экономическое окружение, а не государственная промышленная программа.

Также можно выделить еще несколько отличий в функционировании особых экономических зон в США и Российской Федерации. Первое — в России делается акцент на инвестициях иностранных, в то время, как в США стоит целью привлечь капиталы частных инвесторов-резидентов штата. Второе — создание инфраструктуры особых экономических зон в России финансируется из федеральных средств, что изначально делает такой подход к формированию зон отличным от США. Там особые экономические зоны возникали на протяжении XX века стихийно, учитывая специфику штата и не навязываясь сверху. Это приводит к более высокой эффективности функционирования зон в США, нежели в России.

В заключение моей работы можно сделать следующие выводы. Объективно возможности особых экономических зон широки как в мире, так и в России. Создание зон в Российской Федерации будет успешно только в том случае, если удастся создать максимально прозрачную и эффективную экономическую систему с проработанной нормативно-правовой базой, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией.

Список литературы

  1. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/special_area_us/ (дата обращения 29.03.2017)
  2. U.S. Foreign-Trade Zones Board [сайт]. URL: http://ia.ita.doc.gov (дата обращения 17.03.2017)
  3. Статья 1654 Титула 19 Свода законов США: United States Code. Title 19. § 1654