Преступность среди подростков существует довольно давно, а ее дальнейший рост может стать угрозой для общества в целом. Это служит поводом для беспокойства. Судебная практика показывает,что очень много преступлений несовершеннолетние совершают в соучастии. Соучастниками являются взрослые у которых уже есть преступный опыт. Нужно создать нормальные условия социально значимого развития подростков. Для их защиты от негативного влияния.

Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об их отклоняющемся развитии. Несовершеннолетние совершают преступления не задумываясь о последствиях. Одной из причин толкающих несовершеннолетних на совершение ассоциативных поступков, таких как драки, кража и другие, является безделье, а организовав полезную занятость провинившихся несовершеннолетних, можно способствовать значительному исправлению его поведения. Иногда несовершеннолетние пытаются нарушением закона заявить о себе, привлечь внимание. Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних необходимы особенный подход, особая осторожность. Ст.90 УК РФ предусматривает для несовершеннолетних особый вид освобождения от уголовной ответственности — с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Особенность этих мер в том, что они носят воспитательный характер. Такие меры применяются с целью сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя уважительного отношение к людям, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать его правопослушное поведение.

В тоже время данные меры носят принудительный характер, так как их исполнение обязательно для лица, совершившего преступление, и для иных лиц (например, родителей или лиц, их заменяющих); их реализация обеспечивается силой государственной власти. Ст.90 УК РФ позволяет суду назначать одновременно несколько принудительных мер.[1] При выборе одной или нескольких принудительных мер необходимо использовать индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетнего: учитывать, в частности, возраст несовершеннолетнего, его отношение к учебе или работе, наличие родителей или лиц, их заменяющих, обстоятельства совершения преступления, постпреступное поведение подростка.

Систематическое (не менее трех раз) неисполнение несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры влечет отмену данной меры с последующим привлечением его к уголовной ответственности.

Екатерина Великая отмечала, что гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Можно украсть, но раскаяться, солгать, но признаться. Однако даже «маленькое преступление», если оно остается незамеченным и безнаказанным порождает у преступника мысли о безнаказанности, и это очень опасно. Лицо, совершающее противоправное действие в раннем возрасте, позже, значительно труднее поддастся исправлению и в итоге они составят резерв для взрослой преступности. В шахматной терминологии существует такое понятие как шах — ситуация когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет его взять. По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом должен вывести короля из-под шаха.[2] То есть возможность спастись и исправить ситуацию есть. У правонарушителей, также как в шахматной партии есть возможность исправиться, она предоставлена государством! Каждый человек в кокой-то момент делает выбор, кто-то делает правильный, а кто-то нет, но самостоятельно, и главное осознанно. При этом нужно быть готовым к последствиям, которые не всегда положительны за которые придется нести ответственность.

Литература:

  1. Сверчков Владимир Викторович Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. пособие. — М.: Издательство Юрайт: 2011 — 595 с.
  2. Иванов А.А. Энциклопедия шахматной статистики: Издательство Русский шахматный дом: 2010 г.