Для того чтобы провести разграничение экстремистских и террористических преступлений, необходимо выяснить, что представляют собой преступления террористической направленности и терроризм в целом как явление.
Понятие «терроризм» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии терроризму» 2006 г.. Данный Закон является источником национального антитеррористического законодательства, устанавливающим принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
Согласно Закону терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (ст. 3).[1]
В этом же Законе дается определение террористической деятельности, под которой понимается деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ст. 3).[1]
Под террористическим актом в рассматриваемом Законе понимается, аналогично УК РФ, совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 3).[1]
Таким образом, Федеральный закон «О противодействии терроризму» разделяет понятия «терроризм», «террористическая деятельность» и «террористический акт». Терроризм — это идеология и практика насилия одновременно, т.е. явление в целом, террористическая же деятельность — только деятельность (практика), проявление терроризма непосредственно в деяниях, террористический акт — акт, признаки и элементы состава которого описаны в уголовном законодательстве
Таким образом, к террористической деятельности относятся деяния, закрепленные в статьях 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360, а также иные преступления, предусмотренные статьями 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 220, 221 УК РФ.
Вопрос о соотношении экстремизма и терроризма представляет определенные сложности, поскольку террористической может быть признана и та организация, которая осуществляет организацию, подготовку или совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных ст. 280, 2821 и 2822 УК РФ.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относит «осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма» (ст. 1. По смыслу указанного Закона понятие «экстремистская деятельность» явно шире понятия «террористическая деятельность», которая рассматривается лишь как одно, но не единственное, из проявлений экстремизма.
Налицо коллизия двух федеральных законов: с одной стороны, террористическая организация может создаваться для совершения преступлений экстремистской направленности (не относящихся к террористической деятельности и терроризму в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» 2006 г.), а с другой — экстремистская деятельность рассматривается как более широкое понятие, нежели понятие «террористическая деятельность». Такая коллизионность двух основных нормативно-правовых актов, действующих в области противодействия наиболее опасным видам преступной деятельности — терроризму и экстремизму — никак не способствует правильному применению соответствующих уголовно-правовых норм и способна породить ошибки в следственно-судебной практике.[2]
Представляется необходимым четко разграничить уголовно-правовые понятия экстремистской и террористической деятельности.
Преступления, относящиеся к терроризму, и преступления, относящиеся к экстремизму, различаются по характеру общественной опасности, поскольку посягают на различные объекты. Родовым объектом террористического акта и преступлений террористической направленности являются общественная безопасность и общественный порядок, в то время как родовой объект экстремистских преступлений и преступлений экстремистской направленности может быть различным (личность, общественная безопасность и общественный порядок, государственная власть), поскольку названные преступления помещены законодателем в различные главы УК РФ.
Различие в характере общественной опасности экстремистской и террористической деятельности проявляется также в различных мотивах и целях этих видов преступной деятельности. «Экстремистские» преступления отличает специфичный мотив — политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.
Таким образом, общая конечная цель всех преступлений террористической направленности — воздействие на принятие органами власти или международными организациями решения, выгодного террористам или цель дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, которая была добавлена 05.05.2014 г. Данная цель является обязательной для преступлений террористической направленности. Промежуточной целью выступает устрашение населения. Общий мотив всех «террористических» преступлений выделить нельзя. Он может быть как политическим, так и другим.
Как уже отмечалось, экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности также могут совершаться не только по политическим, но и по иным мотивам: политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Несмотря на то, что политический мотив может быть свойствен преступлениям как экстремистской, так и террористической направленности, объединять эти преступления как часть и целое неправомерно. Цель (дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими решения) становится главным критерием разграничения преступлений террористической направленности и преступлений экстремистской направленности, совершенных по мотиву политической ненависти и вражды. Политический мотив при экстремизме не формируется в конкретную, как при терроризме, цель — принуждение соответствующих органов или организаций к принятию определенного решения.
Подытоживая сказанное, следует отметить:
1) Терроризм и экстремизм по своей природе являются разными асоциальными явлениями, в связи с этим определение террористической организации в Федеральном законе «О противодействии терроризму» требует уточнения: организация не должна признаваться террористической, если от имени или в ее интересах осуществляются организация, подготовка и совершение экстремистских преступлений, предусмотренных ст. 280, 2821 и 2822 УК РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.
2) Нуждается в изменении и определение экстремистской деятельности, данное в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. Из этого определения необходимо исключить положение, согласно которому публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность относятся к экстремистской деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 06.03.2006 г. №
35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 2006. № 11. Ст. 1146 (далее — ФЗ «О противодействии терроризму»). - Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013.№ Специальный выпуск 2. С.
40-46.