Сложившееся в настоящее время представление о трасологии как разделе криминалистики, и в частности отрасли криминалистической техники, разрабатывающей методы и технические средства собирания и исследования следов, используемых для раскрытия и предотвращения преступлений, лишь частично отражает истинное положение дел и требует своего пересмотра.
Трасология на современном уровне — это научный и методологический базис ряда как криминалистических, так и иных судебных экспертиз. Наряду с этим методы трасологии с успехом применяются в самых различных областях научных знаний, например медицине, археологии, геологии и т. д.
В этой связи назрела насущная необходимость нового концептуального подхода как к трактовке самой трасологии, переосмыслению ее как науки, так и к сферам применения ее данных, путям использования ее методов.
Исходя из проведенного глубокого и обстоятельного изучения литературы, работ исследовательского характера в других областях научных знаний, а также обобщения практики криминалистических экспертиз, нами установлено, что теоретические концепции и методы судебной трасологии давно вышли за рамки этой отрасли криминалистического знания.[1]
Теория судебной трасологии, по нашему убеждению, несет методологические функции не только по отношению к другим отраслям криминалистических знаний, но и ряду научных знаний, в предмет которых входит изучение следов, отображающих процессы материального взаимодействия. Методологические функции в данном случае здесь выполняют такие основополагающие положения трасологии, как: 1) учение о следовом контакте; 2) учение о механизмах следообразования (понятие следообразования, степень отображения в зависимости от структуры веществ и т. п.); 3) классификация признаков, отображающихся в следах.
В разделе криминалистической техники трасология всегда была самым перспективным отделом. Изначально, при создании криминалистической техники, учение о следах было решающим и главным фактором. В настоящее время, использовав современную теорию трасологии, ее нераскрытые возможности, усовершенствованные приемы и новые методы по обнаружению и фиксации следов, криминалистика и входящая в нее криминалистическая техника не только обогатятся как учебные дисциплины, но и как следствие этого повысится эффективность раскрытия преступлений.[2]
Проведенный нами анализ показывает, что обязательная иллюстративность, принятая в трасологии, как ни в каком другом научном и экспертном исследовании, позволяющая продемонстрировать, проверить и оценить полученные результаты, отличает эту область криминалистики от других, являясь ее неотъемлемой частью. Эта специфика распространяется также на любую другую область экспертных знаний, где используются приемы и методы трасологии. Все это лишний раз подтверждает мысль о том, что трасология является интегративной областью знаний. Применение теории и практики трасологии в других экспертизах осуществляется в двух направлениях:
-использование теории и методов, требующее глубокого изучения основ трасологии (как правило, это традиционные роды криминалистических экспертиз);
-использование только определенных приемов и методов (как правило, в нетрадиционных экспертизах). Но и в этом случае надо хорошо знать практику трасологии, т. е. быть опытным экспертом.
В обоих случаях изучение трасологии должно быть постоянным, так как теория ее разработана еще не до конца и она постоянно совершенствуется, черпая познания из других наук — механики, биомеханики, физики, химии и др.
Придавая большое значение интеграции научных знаний с участием в этом процессе трасологии, уместно сказать и о дифференциации, которая имеет место в рамках самой трасологии. Несмотря на то, что эти оба понятия (интеграция и дифференциация) противоположны, тем не менее они компенсируют друг друга и являются примером единства противоположностей. Процессы, протекающие вокруг трасологии, развитие других наук не могут не сказаться и на развитии этой науки. Это естественный процесс, и свидетельствует он лишь о том, что любая живая наука не может стоять на месте, а должна постоянно совершенствоваться и развиваться дальше.[3]
Пологаем, что в рамках трасологии требует выделения в самостоятельные учения: трасологическая морфология и трасологическая механоскопия. На современном этапе этот процесс дифференциации необходим, этого требует практика, и после его становления и формирования научных знаний произойдет следующий этап — интеграция знании по каждому направлению. Затем произойдет переход к комплексному исследованию и выработке новых научных теорий в области трасологической механоскопии и биомеханики. Без привлечения современных знаний из технических наук невозможно будет разрабатывать новые подходы и методы в решении практических экспертных задач. Это в полной мере распространяется и на транспортно-трасологические исследования, объекты и детали которых меняются достаточно быстро и где знание технических характеристик имеет большое значение, так как может сказаться не только на качестве экспертного исследования, но и на правильности и обоснованности выводов. Большое значение имеет знание технологических характеристик и параметров при исследовании объектов массового производства (одежда, обувь, фурнитура и т. п.). Все это свидетельствует о необходимости углубленного анализа области трасологических знаний и развития их с целью совершенствования экспертной практики.
Литература:
- Катонин В.А. Трассологические экспертизы //Экспертная техника. 2016. № 1. — С.
58-62. - Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2016. — 502с.
- Колкутин Е.Б. Трасологическая морфология и трасологическая механоскопия //Альманах судебной медицины. 2014. — № 7. — С.
61-66. - Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. — М.: Юрайт, 2016. — 475с.