Под принципом уголовного права следует понимать универсальное или фундаментальное, доказавшее свое нормативно-правовое предписание, правило (начало, требование, императив, основополагающую общеобяза­тельную руководящую идею), определяющее общую направленность право­вого регулирования и обеспечивающее высокое качество и (или) эффектив­ность юридической практики, руководствуясь которой государство обуслов­ливает социально-правовую и криминологическую обоснованность норм уголовного законодательства и реализует основные направления уголовной политики в противодействии преступности.[1]

Правовая природа принципов уголовного права заключается в сле­дующем:

— принципы уголовного права — это основные исходные положения, идеи, начала, в соответствии с которыми формируется, реализуется и разви­вается уголовное законодательство;

— принципы уголовного права выражают социально-правовую и кри­минологическую обусловленность существования тех или иных норм уго­ловного законодательства;

— принципы уголовного права устанавливают единые требования для всех институтов и норм уголовного законодательства;

— принципы уголовного права обеспечивают единообразие правотворческой и правоприменительной деятельности.

Под принципами уголовного кодекса следует понимать закономерно обусловленные основные идеи правосознания, руководящие общие на­чала уголовного законодательства России, обязательные для определения основных направлений формирования уголовной политики и ее реализации в сфере противодействия преступности, получившие юридическое выраже­ние и закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Основными принципами уголовной политики Российской Федерации в настоящее время следует считать:

-принцип социально-экономической обусловленности и научной
обоснованности;

-принцип законности и соответствия национального законодательства и мер борьбы с преступностью международно-правовым актам;

-принцип справедливости правового реагирования;

-принцип нравственности;

-принцип наступательного характера (борьбы с преступностью, а не противодействия ей);

-принцип координации и комплексного подхода;

-принцип эффективности.[2]

Правовая политика и принципы права выражают коренные установки
по юридическому регулированию. В тоже время между универсальными регуляторами есть большие различия: политика выражает оперативное, компромиссное и частично тайное орудие управления страной, а принципы олицетво­ряют постоянные идеалы, не допускающие компромиссов и афишируемые в первых сторонах отраслевых кодексов. Оба средства в равной мере необходи­мы, а полный успех в управлении приходит лишь в случае умного союза («зо­лотая середина») политических требований и юридических принципов.

Принципы противодействия преступности — это основополагающие политико-правовые идеи, определяющие общую направленность стратегии правового регулирования деятельности государства и иных субъектов в сфе­ре борьбы с преступностью, базирующиеся на основных принципах консти­туционного и уголовного законодательства, скоординированные с основны­ми устоями нравственной и политической жизни, учитывающие специфику уголовного закона как особого социального регулятора, способствующие раскрытию его специально-юридического потенциала в организации общест­венных отношений и обеспечивающее высокое качество и (или) эффектив­ность юридической практики.

Предлагается выделить следующие принципы противодействия пре­ступности:

-согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с бо­лее широкими социальными программами и необходимостями;

-предельно-возможная гуманизация употребляемых государством ка­рательных средств;

-постоянная и своевременная коррекция запретов, (де) криминализа­ция и (де) пенализация общественно опасных поступков;

-ставка в сфере борьбы с преступностью на профилактику, предупре­дительные меры, а затем уже расчет на принуждение, пользу от наказания;

-максимально возможная дифференциация ответственности и индиви­дуализации наказания.

В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать, способностью диагностировать боле­вые точки жизни общества и своевременно их профилактировать. Крайне важно сейчас всячески совершенствовать правовые средства, повышать их эффективность, надежность и четкость, и безотказность в процессе функ­ционирования. Это касается, прежде всего, законов и всех нормативных ак­тов, механизма правового регулирования, правотворческой и правоприме­нительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, ответственности, прав и обязанностей граждан, правовой культуры, право­сознания — всех элементов составных частей, образующих российскую пра­вовую систему.

Общепризнанными принципами международного права являются выработанные на уровне ООН и других международных организаций, вклю­ченные в правовую систему большинства цивилизованных стран всеобщие, универсальные нормативно-руководящие начала, отражающие специфиче­скую природу права как относительно самостоятельного феномена человече­ской цивилизации, имеющие глобальное воздействие на качество и эффек­тивность всех разновидностей юридической практики. К ним, по мнению диссертанта, следует относить принципы законности (господства) права, юридического равенства, демократизма, гуманизма, неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности, гласности, ответственности за ви­новное деяние.

Литература:

  1. Аненков К.Д. Международный компонент правовой системы регулирования противодействия коррупции органами местного самоуправления //Право и жизнь. 2013. № 181(7). — С. 185-192.
  2. Асатур А.А. Развитие международного уголовного права и деятельность международных уголовных судов //Московский журнал международного права. 2013. № 2. — С. 285-291.