Под принципом уголовного права следует понимать универсальное или фундаментальное, доказавшее свое нормативно-правовое предписание, правило (начало, требование, императив, основополагающую общеобязательную руководящую идею), определяющее общую направленность правового регулирования и обеспечивающее высокое качество и (или) эффективность юридической практики, руководствуясь которой государство обусловливает социально-правовую и криминологическую обоснованность норм уголовного законодательства и реализует основные направления уголовной политики в противодействии преступности.[1]
Правовая природа принципов уголовного права заключается в следующем:
— принципы уголовного права — это основные исходные положения, идеи, начала, в соответствии с которыми формируется, реализуется и развивается уголовное законодательство;
— принципы уголовного права выражают социально-правовую и криминологическую обусловленность существования тех или иных норм уголовного законодательства;
— принципы уголовного права устанавливают единые требования для всех институтов и норм уголовного законодательства;
— принципы уголовного права обеспечивают единообразие правотворческой и правоприменительной деятельности.
Под принципами уголовного кодекса следует понимать закономерно обусловленные основные идеи правосознания, руководящие общие начала уголовного законодательства России, обязательные для определения основных направлений формирования уголовной политики и ее реализации в сфере противодействия преступности, получившие юридическое выражение и закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Основными принципами уголовной политики Российской Федерации в настоящее время следует считать:
-принцип социально-экономической обусловленности и научной
обоснованности;
-принцип законности и соответствия национального законодательства и мер борьбы с преступностью международно-правовым актам;
-принцип справедливости правового реагирования;
-принцип нравственности;
-принцип наступательного характера (борьбы с преступностью, а не противодействия ей);
-принцип координации и комплексного подхода;
-принцип эффективности.[2]
Правовая политика и принципы права выражают коренные установки
по юридическому регулированию. В тоже время между универсальными регуляторами есть большие различия: политика выражает оперативное, компромиссное и частично тайное орудие управления страной, а принципы олицетворяют постоянные идеалы, не допускающие компромиссов и афишируемые в первых сторонах отраслевых кодексов. Оба средства в равной мере необходимы, а полный успех в управлении приходит лишь в случае умного союза («золотая середина») политических требований и юридических принципов.
Принципы противодействия преступности — это основополагающие политико-правовые идеи, определяющие общую направленность стратегии правового регулирования деятельности государства и иных субъектов в сфере борьбы с преступностью, базирующиеся на основных принципах конституционного и уголовного законодательства, скоординированные с основными устоями нравственной и политической жизни, учитывающие специфику уголовного закона как особого социального регулятора, способствующие раскрытию его специально-юридического потенциала в организации общественных отношений и обеспечивающее высокое качество и (или) эффективность юридической практики.
Предлагается выделить следующие принципы противодействия преступности:
-согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с более широкими социальными программами и необходимостями;
-предельно-возможная гуманизация употребляемых государством карательных средств;
-постоянная и своевременная коррекция запретов, (де) криминализация и (де) пенализация общественно опасных поступков;
-ставка в сфере борьбы с преступностью на профилактику, предупредительные меры, а затем уже расчет на принуждение, пользу от наказания;
-максимально возможная дифференциация ответственности и индивидуализации наказания.
В юридической политике, как нигде, важен прогноз и предвидение. Правовая политика должна обладать, способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать. Крайне важно сейчас всячески совершенствовать правовые средства, повышать их эффективность, надежность и четкость, и безотказность в процессе функционирования. Это касается, прежде всего, законов и всех нормативных актов, механизма правового регулирования, правотворческой и правоприменительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, ответственности, прав и обязанностей граждан, правовой культуры, правосознания — всех элементов составных частей, образующих российскую правовую систему.
Общепризнанными принципами международного права являются выработанные на уровне ООН и других международных организаций, включенные в правовую систему большинства цивилизованных стран всеобщие, универсальные нормативно-руководящие начала, отражающие специфическую природу права как относительно самостоятельного феномена человеческой цивилизации, имеющие глобальное воздействие на качество и эффективность всех разновидностей юридической практики. К ним, по мнению диссертанта, следует относить принципы законности (господства) права, юридического равенства, демократизма, гуманизма, неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности, гласности, ответственности за виновное деяние.
Литература:
- Аненков К.Д. Международный компонент правовой системы регулирования противодействия коррупции органами местного самоуправления //Право и жизнь. 2013. № 181(7). — С.
185-192. - Асатур А.А. Развитие международного уголовного права и деятельность международных уголовных судов //Московский журнал международного права. 2013. № 2. — С.
285-291.