В уголовном законодательстве Российской империи, Советского государства не существовало отдельной нормы, предусматривающей ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, что объяснялось отсутствием объективной потребности в ней и необходимых технико-юридических средств ее выражения. Организованные вооруженные группы в своей преступной деятельности чаще всего преследовали корыстные цели и охватывались понятием «бандитизм». При политической направленности деятельности незаконных вооруженных групп ответственность наступала как за преступление против государства.

Норма. Предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования либо участие в нем, впервые появилась в уголовном законодательстве нашей страны 28 апреля 1995 г. Предпосылками появления уголовно-правового запрета на организацию незаконных вооруженных формирования и участие в них являются наличие четкой правовой регламентации существования законно созданных вооруженных формирований в государстве и наличие соответствующих общественно опасных проявлений.[1]

Анализ законодательства, научных позиций и современной правоприменительной практики позволяет выделить следующие характерные признаки незаконного вооруженного формирования:

— большая численность участников;

— наличие в его структуре обладающих относительной самостоятельностью подразделений;

— относительная устойчивость, проявляющая, в первую очередь, в более или менее длительном сроке существования, и сплоченность их членов;

— специальная военная и идеологическая подготовка участников;

— наличие пригодного для использования огнестрельного оружия и взрывных устройств у большинства участников незаконного вооруженного формирования и готовность его применения для решения поставленных перед ним задач;

— осуществление террористической деятельности, включая захват заложников, нападения на населенные пункты, воинские гарнизоны, экономические и военные объекты, государственные учреждения, посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и высокопоставленных должностных лиц.[2]

Общественная опасность незаконных вооруженных формирований предопределяется самим фактом функционирования соответствующих структур в качестве альтернативы вооруженным силам и другим воинским формированиям государства, опасностью использования их в сепаратистских, религиозных и других экстремистских целях, осуществления вооруженного насилия в отношении отдельных этнических групп или социальных слоев населения, причинения крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, предприятиям и отдельным лицам. Создание вооруженных формирований, не предусмотренных федеральным законодательством, фактически является потенциальным источником экстремизма, терроризма, массовых убийств и др. Этим и обусловливается весьма высокая общественная опасность организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем.

Действующее уголовное законодательство относит организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем к преступлениям, посягающим на общественную безопасность. Общественная безопасность — это не только состояние защищенности общества и его основных благ от угроз и источников опасности, но и снижение, ослабление, устранение и предупреждение опасности и угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также поддержание достаточного для нормального функционирования общества уровня их защищенности.

Относительно определения объекта преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, более взвешенной представляется научная позиция исследователей, которые обращают внимание на то, что данное преступление в большей степени посягает не на общественную безопасность, а на основы конституционного строя, что делает актуальным вопрос о возможности перенесения нормы, предусмотренной ст. 208 УК РФ в главу 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ образуют действия в форме:

1) создания вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом (ч. 1 ст. 208 УК РФ);

2) руководство незаконным вооруженным формированием (ч. 1 ст. 208 УК РФ);

3) финансирования незаконного вооруженного формирования (ч.1 ст. 208 УК РФ);

4) участия в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ).

Создание незаконного вооруженного формирования могут образовывать такие действия, как разработка структуры, системы подчиненности и управления членами соответствующего объединения, отряда, дружины или иной группы. Руководство — это выработка направлений деятельности уже созданного формирования. Под финансированием незаконного вооруженного формирования следует понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для создания незаконного вооруженного формирования и его деятельности. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренным федеральным законом, может выражаться, например, в прохождении обучения воинскому ремеслу в специализированных лагерях; выполнении агитационной работы, подготовка и осуществление боевых операций.

В соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем подлежит вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

По смыслу ст. 208 УК РФ Совершение любой из предусмотренных законом форм организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем возможно лишь с прямым умыслом.

Примечание к ст. 208 УК РФ устанавливает специальный вид освобождения от уголовной ответственности: «Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». По смыслу закона прекращение участия в незаконном вооруженном формировании должно быть добровольным, а не вынужденным. Возможность освобождения лиц, вышедших из состава незаконного вооруженного формирования, явившихся с повинной в правоохранительные органы, но не сдавших в силу каких-либо причин оружие, представляется допустимой, но при условии невозможности выдачи оружия.

Литература:

  1. Елизаров И.Е. Направления совершенствования законодательства по борьбе с терроризмом //Закон и право. 2003. № 6. — С. 44-46.
  2. Чучаев А.И., Грачева Ю.В., Задоян А.А. Преступления против общественной безопасности. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.