Общественно опасные злоупотребления свободой совести и вероисповедания

Под религиозным экстремизмом следует понимать социальное явление, существующее в четырех взаимосвязанных формах: 1) религиозное сознание (общественное и индивидуальное), которому свойственны признаки тоталитаризации и преувеличения ценности определенной совокупности религиозных идей в ущерб всем иным религиозным и светским идеям; нигилизма — отрицания всех иных идей, в том числе религиозных, кроме одной; религиозного фанатизма — безусловного верования в истинность единственной религиозной идеи (совокупности идей) и готовности следовать ей при любых обстоятельствах; 2) религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов их разрешения; безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло»; приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей; игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных, в том числе, правовых норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине; 3) деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной; 4) организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).

Результаты проведенного нами опроса в определенной степени подтверждают сделанный выше вывод о разнообразии, взаимосвязи и взаимной обусловленности форм религиозного экстремизма.

Так, 9,8% опрошенных нами учащихся юридических факультетов высших учебных заведений полагают, что религиозный экстремизм — это особое состояние индивидуального или общественного сознания; 11,2% определяет это явление как некоторую совокупность идей; 68,8% — как систему деятельности; и, наконец, 10,2% — как специфические движения и организации.

Принятие специальных антиэкстремистских нормативных правовых актов, конструирование легальных дефиниций экстремизма — одна из тенденций развития права на территории постсоветских государств.

Сходными являются и основные направления предупреждения экстремизма. Среди них, в частности, выделяются: пресечение деятельности экстремистских организаций, недопущение содействия экстремистской деятельности, пропаганды экстремизма, распространения материалов с экстремистским содержанием, использования общедоступных сетей, в том числе сети Интернет, средств массовой информации для осуществления экстремисткой деятельности.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что новые комплексные антиэкстремистские нормативные правовые акты нацелены на борьбу с политическим и религиозно-политическим экстремизмом и практически не касаются собственно религиозного экстремизма. Это привело к нарушению внутренней непротиворечивости национальных законодательных систем, появлению дублирующих норм и их искусственной конкуренции, снижению эффективности правоприменительной деятельности.

Решение данной проблемы мы связываем с формированием на национальном (а впоследствии и на межгосударственном) уровне единой стратегии борьбы с различными формами и видами экстремизма.

Право на свободу мысли, совести и религии, право на равенство перед законом относятся к «первому поколению» прав человека, которое сформировалось в процессе осуществления буржуазных революций XVII -XVIII вв., а затем было конкретизировано и расширено в законодательстве и правоприменительной практике государств с демократическим устройством, что обусловило высокий уровень унификации национальных законов в этой сфере.

Равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от религиозных убеждений или отношения к религии, а также недопустимость дискриминации лиц по этим признакам установлены в конституциях практически всех стран — участниц СНГ, а также стран — членов Европейского Союза, включая страны Балтии. В законодательстве этих государств содержится запрет на разжигание религиозной вражды, дискриминацию граждан, а также предусматривается уголовная ответственность за подобные деяния.

Отдельную проблему представляет международное сотрудничество в борьбе с терроризмом — одним из проявлений экстремизма. По мнению автора, на региональном уровне удалось предложить ряд новых и перспективных решений сложных вопросов международного права: а именно: 1) согласовать единый подход различных государств к пониманию террористической деятельности; 2) сформировать новую концепцию «двойной криминализации»; 3) дать правовую дефиницию понятия «терроризм»; 4) определить критерии установления эффективных сдерживающих санкций, соразмерных характеру совершенного преступления; 5) договориться о введении европейского ордера на арест, что означает отказ в рамках Европейского Союза от недостаточно эффективной процедуры экстрадиции; 6) создать специализированные наднациональные структуры (Евроюст, Европол, Региональная антитеррористическая структура, Антитеррористический центр государств — участников СНГ); 7) заложить правовые основы для повышения эффективности непосредственного взаимодействия правоохранительных органов различных стран при расследовании террористических акций (Рамочное решение Совета Европы об объединенных следственных группах (2002 г.).

Вместе с тем приходится констатировать, что законотворческая деятельность в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках государств-участников СНГ лишена последовательности, системности, носит фрагментарный характер, а также не в полной мере соответствует потребностям нынешнего дня, что выражается: в незначительном количестве унифицирующих материальных и процессуальных норм; признанием экстрадиции единственным механизмом, позволяющим осуществить уголовное преследование лица, совершившего преступление в одной из стран — участниц СНГ и скрывшегося на территории другой; отсутствие реальных возможностей для непосредственного эффективного и быстрого взаимодействия правоохранительных органов стран — участниц СНГ при расследовании конкретного уголовного дела, что имеет особенное значение для приграничных территорий.

По нашему мнению, возможны два пути решения проблемы создания единой в рамках СНГ правовой основы для борьбы с различными проявлениями экстремизма, в том числе с терроризмом.

Первый — самостоятельная интеграция каждого государства — участника СНГ в международное пространство и, в частности, в европейское правовое пространство. Такой подход позволит обеспечить решение проблемы унификации национальных законодательных систем государств -участников СНГ на более высоком геополитическом уровне.

Второй (более предпочтительный) — совершенствование системы международных договоров в сфере борьбы с экстремизмом в рамках СНГ с учетом современных тенденций (отказ от процедуры экстрадиции, использование «перечневого» подхода при конструировании понятий «терроризм» и «экстремизм», широкое применение конфискации как вида уголовного наказания за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности и др.).

Литература:

  1. Шебунин Л.Н. Европейская контрреволюция в первой половине XIX века — Л.: Красный рабочий, 1925. — 302c.
  2. Бидова Б.Б. Общекриминологическое противодействие молодежному экстремизму //В сборнике: Актуальные вопросы юридических наук Материалы Международной заочной научной конференции. Ответственный редактор: О.А. Шульга. 2012.- С. 75-77.