Аннотация: статья раскрывает теоретические и практические проблемы, связанные с организационными вопросами профилактической деятельности органов внутренних дел. В статье акцентируется внимание разработке рекомендаций по профилактики краж и угонов автомототранспортных средств, которые позволяют оптимизировать процесс раскрытия и расследования преступлений.
Ключевые слова: противодействие, кражи, угоны, организованная преступность, преступление, автотранспортные средства, профилактика, криминология.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, в ст. 35 закреплено "Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда«.[1]
Наиболее опасными преступления, посягающими на права и свободы граждан, являются преступления, широкий спектр которых предусмотрен Уголовным кодексом Российской Федерации. Огромное их количество в аспекте выявления и раскрытия относится к компетенции подразделений уголовного розыска.
Что касается преступлений имущественного блока, то по-прежнему наибольшие проблемы возникают при раскрытии угонов и краж транспортных средств.
Необходимо отметить, что в нашей стране «преступный автомобильный бизнес» имеет длительную историю. Начиная со времен дефицита в советский период отечественной экономики, когда существовали ограничения по количеству и маркам автомашин, реализуемых населению, органам внутренних дел приходилось сталкиваться с изощренными действиями преступников, направленными на кражу, подделку документов, незаконную перепродажу, разукомплектование автомобилей. Затем был период зарождения рыночных отношений, сопровождающийся «расцветом» преступного бизнеса, основанного на поставках иномарок из Европы и их реализации. В настоящее время, криминальный автобизнес приобрел особую остроту.[2]
В оперативно-разыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию кражам и угонам автотранспорта организационно-тактические вопросы занимают центральное положение, так как от их правильного решения, в конечном счете, зависит результативность борьбы с данным видом преступлений.
Эффективность борьбы с противоправным завладением транспортными средствами остается одной из актуальнейших в противодействии преступности.
Данный вид преступлений имеет широкое распространение и является одним из наиболее доходных в криминальном бизнесе.
Если рассматривать «географию» преступлений, связанных с кражами и угонами транспортных средств, то следует сделать вывод о том, что большинство из них совершается на территории крупных мегаполисов и региональных центров, в том числе и приграничных субъектов Российской Федерации, через которые происходит их ввоз в страну.
Существует учет «Интерпол-Автопоиск», который позволяет сотрудникам ГИБДД проверять по базе данных Интерпола похищенные автомобили не только в нашей стране, но и за ее пределами.[3]
Основными причинами в неудовлетворительной раскрываемости угонов и хищений транспортных средств являются:
˗ низкий уровень профессиональной подготовки личного состава подразделений уголовного розыска и органов предварительного следствия;
˗ отсутствие сильных оперативных позиций по данному направлению деятельности среди оперативных сотрудников уголовного розыска, позволяющих собирать информацию о лицах, специализирующихся на совершении подобных преступлений;
˗ неудовлетворительная организация взаимодействия со стороны руководителей оперативных служб со следственными подразделениями, подразделениями ОГИБДД в процессе профилактики и расследования уголовных дел о посягательствах на транспортные средства;
˗ высокая степень преступной квалификации лиц, совершающих данные преступления. Преступления заранее планируются (подбираются дубликаты ключей, продумывается вопрос о местах сокрытия похищенных автотранспортных средств для их последующей продажи или разукомплектации), совершаются с использованием современных радиотехнических средств, позволяющих «взламывать» сигнализации практически любой сложности, иногда используются воры-карманники;
˗ слабое оперативное, методическое и экспертное сопровождения уголовных дела;
˗ не эффективная работа следственно-оперативных групп как на местах происшествий, так и в процессе осуществления первоначальных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий. Как свидетельствует практика, осмотры мест происшествия по кражам и угонам автотранспорта, совершенным в городских условиях, как правило, малоэффективны для раскрытия преступлений. Негативно влияют на выявление и раскрытие данного вида преступлений недостаточная оперативная работа по выявлению и раскрытию деятельности организованных преступных групп и сообществ, специализирующихся на совершении преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами; слабая осведомленность сотрудников уголовного розыска и участковых уполномоченных полиции о лицах, склонных к совершению краж и угонов автотранспорта, о владельцах автомастерских, в которых производится замена и перебивка номерных агрегатов, о местах «отстоя» похищенного автотранспорта;
˗ отсутствие отлаженного взаимодействия между службами, инициативы и постоянной целенаправленной работы по проверке возможных версий, выдвигаемых в рамках расследования уголовных дел.
Как правило, не отрабатываются и не выдвигаются версии об инсценировке преступления с целью получения страховых выплат или получения запасных частей для ремонта поврежденных автомобилей аналогичных марок. Это возникает тогда, когда автотранспортное средство застраховано от угона.
Не последнее место в выявлении и раскрытии преступлений занимает прогнозирование и организация анализа оперативной обстановки, выявление характерных особенностей совершения преступлений, их определенного однотипного «почерка» и угоняемых моделей автомобилей.
В настоящее время преступники все более широко используют современные достижения науки и техники, особенно при хищении дорогостоящих автомобилей, оборудованных всевозможными средствами защиты. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что преступность, в том числе в сфере криминального автобизнеса, становится все более агрессивной, изощренной и, в то же время, интеллектуальной, а значит и более опасной для общества.[4]
Технические средства, используемые при хищении автотранспортных средств, составляют радиоэлектронные устройства, которые становятся все более доступными из-за снижения их стоимости и без особых проблем позволяют вскрывать практически любые сигнализации путем их сканирования.
Ежегодное увеличение российского автопарка, состоящего на учете в ГИБДД, насчитывает около 60 млн. автомобилей, Это свидетельствует о наличии спроса не только на автомобили, но и на комплектующие их части. На это также, реагируют и криминальный автобизнес.
Самым распространенными схемами угона являются нарушение целостности остекления с последующим проникновением в салон автомашины и механический взлом дверных замков.
При помощи электронных средств нейтрализуется противоугонная штатная система защиты автомобиля и осуществляется запуск двигателя. Нередко для противодействия охранным комплексам угонщиками используются средства подавления GSM и радиосигнала. Таким способом похищается более 80% автомашин, из них 70% — в ночное время с неорганизованных, неохраняемых мест парковки, как правило, в жилом секторе.
Одним из надежных средств поиска угнанного автомобиля является установка на него автономных устройств, которые используются для передачи данных о машине через GPS и GSM каналы.
По итогам 2015 г. зарегистрировано 2 млн. 166,4 тыс. уголовно наказуемых деяний. 1 млн 926,4 тыс. поставлено на учет сотрудниками органов внутренних дел. В 2015 г. было угнано 34 тыс. транспортных средств ( — 9,3% по сравнению с 2013 г.) и похищено 49,4 тыс. ( — 4,3%). За январь — август 2015 года незаконное завладение автомобилем или транспортным средством без цели хищения (угон) −19 782 и похищено −29 4006.
Вместе с тем раскрываемость краж транспортных средств в целом по России, составила 20,8% (2014 — 21%), в том числе автомобилей — 15,8%, а в Ленинградской области — 12,2%, г. Москве — 6,7%, г. Санкт-Петербурге — 4,4%7.
Конечно, наибольшее количество автомашин похищается в крупных мегаполисах нашей страны Москве, Санкт-Петербурге, в Приморском и Краснодарском краях.
Анализ преступных посягательств на транспортные средства по времени, месту и способу их совершения показывает, что[5]:
˗ в ночное время хищения автомототранспортных средств (АМТС), как правило, совершаются с территории неохраняемых стоянок и дворов жилых многоэтажных домов;
˗ в дневное время в большинстве случаев кражи совершаются от мест их временной парковки (при посещении потерпевшими магазинов, рыков, кафе, гостей и т.д.) путем вскрытия запорных устройств автомобиля специальными приспособлениями и отключения сигнализации с помощью сканирующих устройств, а также путем хищения ключей у их владельцев, для чего в преступную группу привлекается вор-карманник. Наиболее подвержены данному виду преступлений территории в местах массового скопления людей: продовольственные рынки, торговые и строительные центры (сетевые магазины «Лента», «Ашан», «Виктория», «Седьмой Констинент», «Пятерочка», «Перекресток»).
Нередки случаи открытого хищения автомашин, когда преступники пользуются невнимательностью автовладельцев. Это может произойти при помывке, очистке автомашины от снега, при выезде из гаража, погрузке вещей в багажник, при имитации легкого повреждения при ДТП и т.д.
Похищается АМТС и с подменой ключа. Преступники, используя информацию, размещенную в газете «Из рук в руки» или на сайте Интернета «Авто.ру», находят подходящую автомашину. Под предлогом осмотра автомобиля они выясняют, как выглядит ключ, и отслеживают место стоянки транспортного средства.
Затем вновь назначают встречу с владельцем автомобиля и в ходе осмотра подменяют ключ на аналогичный. Хищение автомобиля происходит, как правило, в тот же день.
В таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Владивосток по большей части угоняют иномарки.
Первое место по количеству краж твердо удерживают модели отечественного производства — это ВАЗ.
Это, прежде всего, обусловлено широким распространением данной марки на территории нашей страны.
Среди автомашин импортного производства лидерами по угону являются автомобили: Mazda, Toyota, Honda. Если рассмотреть вопрос о дорогих иномарках, то первое место по популярности у угонщиков в последнее время занимают Range Rover, Lexus моделей LX, GX, RX, Toyota Lend Cruiser 200, Drado, Infinity FX.
Среди автомобилей европейского производства — BMW X5 и X6. Автомобильные угонщики не обходят стороной и автомобили среднего класса: Toyota Camry, Nissan Teana, Ford Focus, KIA Rio.[6]
Встречаются случаи краж автомашин с использованием эвакуатора. Преступники, заказывая услуги автоэвакуатора, при этом предъявляют поддельные документы на транспортное средство. Нередко, хищение автомобилей и их возврат происходят за денежный выкуп или продажи автомобилей иным лицам.
Значительная часть хищений автомашин в г. Москве происходит с территорий отделов полиции, расположенных вблизи МКАД, непосредственно после совершения хищения они перегоняются преступниками на территорию Московской и ближайших областей.
При этом 50% преступлений совершается иногородними лицами.
В то же время существует целый ряд объективных обстоятельств, влияющих на оперативную обстановку в г. Москве, связанную с кражами автотранспортных средств [7]:
˗ значительное увеличение количества зарегистрированных АМТС. В настоящее время в г. Москве зарегистрировано более 4 млн. 600 тыс. единиц автотранспортных средств — 4.652.181, т.е. 31% от всего автотранспорта, зарегистрированного в Центральном Федеральном округе (14.999.721). Ежедневно через московские пикеты выезжают и въезжают до 2 млн. автотранспортных средств;
˗ границы с Белоруссией и Казахстаном стали открытыми. Это обстоятельство дало возможность преступникам фактически беспрепятственно переправлять похищенные АМТС за пределы РФ;
˗ появились новые рынки сбыта. К известным ранее регионам Сибири, Урала и Кавказа, а также Республикам Беларусь и Украина, добавились страны Балтии и Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан). Регистрация автомашин с измененными номерами агрегатов на основании фиктивных документов в таких странах, как Таджикистан и Кыргызстан, не составляет сложности для преступников. Основное количество зарегистрированного таким образом транспорта происходит через указанные регионы транзитом;
˗ возросло количество преступных группировок, в том числе прибывающих в г. Москву из других регионов и объединенных, как правило, по территориальному или национальному признаку («ржевские», «питерские», грузинские, абхазские, таджикские, армянские и т.п.). Криминальный автобизнес стал неотъемлемой частью организованной преступности и по своим доходам практически не уступает наркобизнесу;
˗ появились новые приспособления, используемые при совершении краж автотранспорта. Высокотехнологичные, простые в применении и доступные в приобретении эти приспособления активно используются для совершения хищений автотранспорта. С помощью данных устройств совершить кражу за короткий срок (практически любого автомобиля) могут даже лица, не имеющие какой-либо специальной подготовки;
˗ рост страховых мошенничеств. Данный вид преступлений в конце
Тяжело противостоять квалифицированной автомобильной краже, когда преступники приходят с целым арсеналом технических устройств, отключают сигнализацию, взламывают электронные средства, угоняют, сопровождают, ставят в «отстойник», т.е. налицо полное распределение ролей на каждом этапе похищения автомобиля.
Самым надежным способом сберечь автомобиль является парковка его на охраняемых стоянках и паркингах, но это не всегда и не везде возможно.
Выявление и раскрытие хищений АМТС требует укрепления оперативных позиций, совершенствования системы обмена информацией, специального обучения оперативного состава органов внутренних дел.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Антонян, Ю. М., Эминов, В. Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М.: Норма, 2013. — С. 104.
- Бабий Н.А. Объект преступления как основа для определения субъекта и соучастников преступления // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы VI Российского конгресса уголовного права (26 — 27 мая 2011 года) / отв. ред. В.С. Комиссаров. М.: Проспект, 2014. — С.
116–119. - Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5 — С. 25.
- Буз С.А. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография / С. А. Буз, М. К. Магомедов. — Краснодар, 2015. — С. 24.
- Зубов И.Н., Василевич Г.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Конституционное право зарубежных стран. Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А., Конституционное право России. Учебник (для бакалавров)
7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - Организация деятельности регистрационных подразделений Гос-автоинспекции по осмотру транспортных средств при совершении регистра-ционных действий / А.В. Капустин и др.: методические рекомендации. — М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. — С. 17.