Как показал исторический анализ, вопросы исполнения решений были важны практически всегда, поскольку в различные периоды развития государства для достижения этой цели предусматривались самые разнообразные механизмы. Проведённое исследование показало, что:

-развитие отечественной государственности доказывает важное значение института исполнения для любых исторических периодов, поскольку его содержанием определено правовое и логическое завершение судебной и административной юрисдикции, а исполнительное производство как основа исполнения соответствующих решений — это тот механизм, без которого нельзя считать восстановленным нарушенную законность, права и интересы различных субъектов;

-в соответствии с конституционным принципом разделения властей современное принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения в настоящее время отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству Юстиции Российской Федерации — федеральному органу исполнительной власти;

-новые законы подорвали устоявшееся за многие десятилетия в юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов — завершающая, заключительная стадия гражданского процессуального права процесса и заставили обратиться к проблеме определения места исполнительного производства в системе российского права.[1]

Исходя из приоритетного конституционного значения прав, свобод и законных интересов граждан, цели исполнительного производства целесообразно рассматривать как: непосредственные и опосредованные.

В результате проведённого в работе анализа реализации исполнительного производства была доказана его непосредственная связанность со многими отраслями права , такими как: административное право, гражданское право, финансовое право, жилищное, трудовое, семейное и др., что служит подтверждением комплексного характера регулирования отношений по поводу исполнения властных государственных решений.

Мы разделяем точку зрения относительно необходимости формирования исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права , однако считаем, что ее выделение из содержания гражданского процессуального права — задача будущего. Предварительно необходимо не только разработать и внедрить достаточно качественную нормативную основу исполнения решений, но и наработать глубокую, непротиворечивую, логически и объективно обоснованную юридическую теорию исполнения.

Вместе с тем, уже сегодня можно выделять структуру исполнительного права , которая четко прослеживается как в действующем законодательстве, так и подтверждается нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» 2007 года -исполнительное право имеет классическую структуру, состоящую из общей и особенной части.[2]

По нашему мнению, на данном этапе развития исполнительного права , оно должно рассматриваться как подотрасль гражданского процессуального права -элемент его Особенной части. От такого понимания выигрывают и административное, и исполнительное право, так как система гражданского процессуального права в таком составе будет направлена, на дальнейшее развитие гражданского процессуального права законодательства и проведение его кодификации, улучшение организационной структуры государственного управления и местного самоуправления, а исполнительное право станет действенным механизмом исполнения решений.

Развивая тезис о том, что исполнительное право — подотрасль гражданского процессуального права, можно сделать вывод, что принципы гражданского процессуального права в полной мере действуют и в исполнительном праве. Но вместе с тем, исполнительное право имеет собственную систему принципов, среди которых можно выделить принципы характерные для организации системы исполнения, и принципы, на которых основывается процессуальная деятельность по исполнению решений — исполнительное производство.

Литература:

  1. Горбунова Я.П. Тенденции совершенствования исполнительного производства: проблемы международной унификации и национального развития //Бизнес в законе. 2007. № 2. — С. 24-27.
  2. Матюшин К.А. Система принципов гражданского исполнительного права РФ //Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 12. — С. 32-35.