В последней трети XX века одним из ключевых событий мировой налоговой практики налогообложения стала разработка и повсеместное распространение налога на добавленную стоимость (НДС), приносящего значительные доходы в бюджет государства. В соответствии с международными статистическими данными, НДС обеспечивает около 15-30% стабильных доходов государственного бюджета.[1] Эти доходы представляют альтернативный источник поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех государствах, где размеры налоговой базы подоходного налога с граждан ограничены, а бюджетные доходы от взимания налога на прибыль недостаточно устойчивы.

Динамика доходов бюджета Российской Федерации от налога на добавленную стоимость наглядно представлена на рис.1.

blkpht_1.png

Рис.1. Динамика доходов бюджета Российской Федерации от НДС[2]

Создателем НДС считается французский финансист М. Лоре, обосновавший логическую и концептуальную схему, а также ключевые преимущества его взимания. Несколько лет НДС функционировал в экспериментальном порядке в единственном государстве — в Кот-д’Ивуаре. В январе 1968 года налог на добавленную стоимость был введен во Франции, а немного позднее — в других странах мира.

Прежде чем рассматривать экономическую сущность налога на добавленную стоимость, необходимо дать характеристику понятию «добавленной стоимости».

В Современном экономическом словаре приводится следующее определение данного термина: "Добавленная стоимость — это часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме и определяемая как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов«.[3]

В.А. Скрипниченко определяет добавленную стоимость как стоимость, добавленную к товару в процессе его создания и реализации на каждом этапе производственной и торговой цепочки.[4] Соотношение стоимости и добавленной стоимости продукта можно наглядно представить на рис.2.

blkpht_2.png

Рис.2. Соотношение стоимости и добавленной стоимости

Налог на добавленную стоимость относится к числу универсальных косвенных налогов, которыми может облагаться весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, формирующийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в их сбыте. Очевидно, что взимание НДС как косвенного налога направлено преимущественно на решение фискальных задач государства.

Сумма НДС является величиной, прямо пропорциональной стоимости, добавленной на каждой стадии продвижения товара от производителя до конечного потребителя, что обеспечивает реализацию такого порядка взимания налога, при котором любой из компонентов конечного продукта облагается налогом не более одного раза, а налоговый платеж собирается и поступает в доходы государства на каждом этапе движения товара.[5]

Для того, чтобы налогом облагался не валовой оборот, а добавленная стоимость, на практике применяется так называемый инвойсный метод определения суммы налога. Налогоплательщик выписывает покупателю товара специальный счет-фактуру, увеличивая цену товара на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счет-фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет. Соответственно, НДС является многоступенчатой формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости предприятий, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Впервые на территории Российской Федерации НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» [6]. Дальнейшее развитие налог на добавленную стоимость получил с выходом в августе 2000 года второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[7], в частности — главы 21 «Налог на добавленную стоимость». Данная глава вступила в действие с 2001 года и с тех пор подвергалась неоднократному изменению. Последние из введенных изменений вступили в силу с 30 ноября 2016 г.

Для понимания правовой специфики налога на добавленную стоимость необходимо рассмотреть элементы данного налога, установленные в налоговом законодательстве Российской Федерации. В соответствии с положениями ст.17 НК РФ налог считается установленным, только если определены его налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки его уплаты.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 143 НК РФ признаются:

-организации (юридические лица);

-индивидуальные предприниматели (действующие без образования юридического лица);

-лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза (ТС).

Объектом налогообложения на основании п.1 ст.146 НК РФ признаются следующие операции:

1) Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав. Передача на безвозмездной основе признается реализацией.

2) Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3) Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) Операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

В соответствии с п.2 ст.146 ряд операций не признается объектами налогообложения НДС. К данной категории относятся операции, связанные с обращением российской и иностранной валют, передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации, операции по реализации земельных участков (долей в них) и др.

Достаточно большая группа операций освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость. К их числу относятся реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенных медицинских товаров и услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и др.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

-день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

-день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При передаче налогоплательщиком продукции или производстве работ для собственных нужд, налоговая база определяется из цен реализации идентичной продукции и услуг, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета НДС.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам)[8].

Налоговым периодом под НДС в соответствии со статьей 163 НК РФ является квартал.

Статья 164 НК РФ устанавливает дифференцированные ставки по налогу на добавленную стоимость.

1) Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов.

2) Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

3) В остальных случаях налогообложение производится по ставке 18%.

Сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете общая сумма налога формируется в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по результатам каждого налогового периода, т.е. квартала.

Сумма налога к уплате = Общая сумма налога — Сумма налоговых вычетов + Суммы восстановленного налога.

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.

Уплата налога осуществляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ежеквартально предприятия сдают в налоговые органы декларацию по НДС. Форма декларации и порядок ее заполнения определен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2006 г. № 136н «Об утверждении формы деклараций по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения».

Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями, а также налоговыми агентами по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Литература:

  1. Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров; Отв. ред. Ю.А. Крохина. — 5-e изд., испр. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 704 с.
  2. Крутякова Т.Л. НДС. Практика исчисления и уплаты / Т.Л. Крутякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КонсультантПлюс, 2016. — 576 с.
  3. Данные по формам статистической налоговой отчётности // ФНС России. — URL: https://www.nalog.ru/
  4. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2014.. — 496 с.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 512 с.
  6. Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (утратил силу) // «Российская газета» от 24 декабря 1991 г.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 30 ноября 2016 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.